Советы психолога учащимся

Останови домашнее насилие!

Останови домашнее насилие!

 

Кто может воспользоваться услугой временного приюта в «кризисной» комнате?

  • Пострадавшие от домашнего насилия, находящиеся в опасном для жизни и здоровья состоянии (несовершеннолетние дети могут находиться только совместно с одним из родителей);
  • Жертвы торговли людьми;
  • Пострадавшие от техногенных катастроф, стихийных бедствий и террористических актов;
  • Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прибывшие в район при распределении по первому рабочему месту (на кратковременный период решения вопроса о предоставлении места проживания)

 

 

На каких условиях можно воспользоваться услугой временного приюта

в «кризисной» комнате?

 

Временное пребывание в «кризисной» комнате для указанных категорий осуществляется на безвозмездной основе по принципу самообслуживания.

Питание граждан, покупка лекарственных препаратов, средств личной гигиены и других предметов, необходимых в период пребывания во временном жилье осуществляется за счёт собственных средств обслуживаемых граждан, при необходимости осуществляется из средств местного бюджета, средств, полученных от приносящей доходы деятельности, безвозмездной помощи, других источников, не запрещенных законодательством.

 

Как долго можно пользоваться услугой временного приюта в «кризисной» комнате?

Срок проживания в «кризисной комнате» зависит от конкретных обстоятельств

С гражданином, помещенным во временное жилье, по личному заявлению заключается договор, который определяет условия нахождения в условиях временного приюта.

 

 

Как использовать QR-код «Если ты пострадал-(а)   

от домашнего насилия»:

 

 

1. Возьмите мобильный телефон с камерой.

2. Запустите программу для сканирования кода.

3. Наведите объектив камеры на код.

4. Получите информацию

ОБРАЩАТЬСЯ ПО АДРЕСУ:

ул. 1-я Пролетарская, 20 (каб. 24)

Тел. 37-20-17 (телефон «Доверие»)

+375 (33) 903-14-95

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска»

(время работы: понедельник-пятница

 с 08:00 до 17:00)

в нерабочее время и в выходные дни обращаться

 в ОВД администрации

 Первомайского района г. Витебска

Тел: 37-61-02; +375 (29) 711-53-16; 102

 

 

свернуть

Способы поднятия самооценки

1.Избегайте самокритики.

Прекратите критиковать себя даже в мыслях. Исключите негативные высказывания о себе.  Не надо винить себя за какие-то ошибки, просто сделайте вывод из этой ситуации, извлеките из нее опыт и постарайтесь понять, где Вы упустили свою ответственность и не допускать подобного в дальнейшем.

2. Прекратите сравнивать себя с другими.

Когда люди начинают сравнивать себя с другими, часто в этом сравнении проигрывают, т.к. сравнивают себя с теми, кто добился большего успеха или в чем-то лучше их. Не надо этого делать, у всех есть достоинства и недостатки. Быть самим собой – лучший вариант. Единственный способ, когда сравнение идет на пользу развития личности, это когда человек сравнивает свои достижения с теми достижениями, которые у него были ранее.

3. Больше находитесь среди оптимистичных, веселых и уверенных людей.

Находитесь с людьми, которые хорошо относятся к себе и окружающим, их позитивный настой передается всем, кто рядом с ними. Старайтесь поменьше находиться среди людей, которые подавляют Вас, сомневаются в Ваших способностях, своими высказываниями они могут плохо влиять на Ваше настроение и самооценку.

4. Погрузитесь в то, что вы любите.

Получать удовольствие от жизни затруднительно, если Вы занимаетесь не любимой деятельностью. Чувство собственного достоинства непоколебимо, когда вы заняты любимым делом - ведь если вам нравится это делать, у вас это отлично получается. Если нет возможности оставить нелюбимую деятельность, то хотя бы свободное время посвящайте только тем занятиям, которые доставляют удовольствие. 

5. Ориентируйтесь на свою жизненную позицию.

Определите свои ценности и цели. Замечайте какие цели и стремления являются Вашими, а какие навязаны извне. Удовлетворенность жизнью присутствует тогда, когда человек выполняет свои цели и ориентируется на собственные ценности. Ожидание одобрения со стороны не способствует формированию уверенности в себе, поэтому больше ориентируйтесь на собственные позиции. 

6. Следите за своей речью.

Слова несут в себе определенную силу, они характеризуют говорящего. Поэтому старайтесь, чтобы Ваши слова соответствовали действительности. Следите за тоном, который используете в своей речи, сведите к минимуму резкий и заискивающий тон и отдавайте предпочтение спокойному и уверенному. 

7. Составьте список ваших достижений.

Постарайтесь написать список своих достижений как можно длиннее. Положите его на видное место, чаще его читайте и продолжайте этот список. Этот список можно перечитывать перед важным событием, где Вам потребуется уверенность в себе, например, собеседование при устройстве на работу и т.п.

8. Составьте список ваших положительных качеств.

У каждого человека есть определенные достоинства, Ваша задача их вспомнить и записать, когда записываете, помните, что не имеет значение насколько они значительные в Вашем понимании, ведь все относительно. Записывайте все и стремитесь этот список написать как можно длиннее.

9. Если Вы считаете, что у Вас есть слабые стороны, оберните их себе на пользу.

Не стоит ругать себя за недостатки, просто выявите положительные моменты из них. Например, в упрямстве есть целеустремленность, а медлительности - вдумчивость.

          Вы можете использовать эти рекомендации для самостоятельной работы над повышением уверенности в себе, а можете применять их как дополнение к индивидуальной работе с психологом, в качестве домашних заданий.

свернуть

Самоценность. Повышение собственной значимости

У всего в мире есть база, от которой необходимо отталкиваться, чтобы предметы или образы стали понятными. Для человека такая база — внутреннее ощущение своей ценности, не зависящее от внешних факторов. Лишь обретя его, можно стать собой.

Самоценность — полное принятие себя, ощущение внутренней гармонии, цельности, уверенности в себе. Это понятие часто путают с самооценкой, но разница велика. В отличие от самооценки, самоценность не может измениться от брошенного вскользь слова или замечания, не зависит от сферы деятельности, внешнего вида, веса или здоровья.

К сожалению, родители, школа, социум воспитывают в нас людей с низкой самоценностью: мы часто не принимаем себя такими, как есть, пытаемся стать кем-то еще. Это приводит к неврозам, попыткам выйти за рамки, за которые выйти нельзя, или неприятию себя. Неспособность принять и полюбить себя может вылиться в серьезные заболевания. И это касается не только нашего психического здоровья.

У вас проблемы с самоценностью, если:

  1. Вы зависите от мнения окружающих.
  2. Вы часто не уверены в себе.
  3. Для того, чтобы чувствовать себя хорошо, вам необходимо, чтобы хорошо себя чувствовали другие.
  4. Работая вместе с другими, вы в первую очередь ориентируетесь на их результаты: «быть лучше», «быть не хуже», «я не смогу как они».
  5. Всегда есть факторы, которые не позволяют вам быть довольными собой.

У вас все хорошо с самоценностью, если:

  1. Мнение окружающих о вас не слишком важно: его можно принять во внимание, почерпнуть полезную информацию, но не более.
  2. В любой момент времени вы уверены в себе. Неудачи и удачи не сильно волнуют вас: вы чувствуете, что все идет так, как должно. Раздражающие факторы вы стараетесь принимать в расчет или воспринимать как задачу.
  3. Окружающие (родные, друзья, коллеги) важная часть вашей жизни. Вы помогаете им решать проблемы, но не зависите от них всецело.
  4. Работая с другими, вы адекватно воспринимаете и принимаете себя. Вы не будете пытаться обогнать чемпиона мира, но пробежите в полную силу и будете соревноваться с собственными результатами, постепенно улучшая их.
  5. Нет таких факторов, которые бы могли вывести вас из себя или заставить относиться к себе хуже.

Зачем нужна самоценность

Кому-то покажется, что человек с развитой самоценностью — эгоист, живущий только для себя. Но это не так: эгоисту всегда чего-то не хватает, и эту нехватку он компенсирует за счет окружающих.

Гармоничный человек, живущий в мире с собой, ничего не ждет от окружающих, но и никогда не отказывается от подарков судьбы и делится из чувства наполненности, а не жертвует собой. Люди тянутся к таким гармоничным людям. Это связано с ощущением внутренней уверенности, которая появляется только у тех, кто действительно умеет себя любить, принимать себя таким, как есть.

Приняв себя вместе со всеми ошибками, мы вырываемся из замкнутого круга страданий и повышаем собственную ценность.

Принять себя — дело не минутное. Чаще всего это плод многолетней работы над собой. Наиболее часто люди, осознавшие свою самоценность, встречаются среди стариков. Им некуда больше спешить, не с кем соревноваться, они принимают себя и готовы жить с этим. Рядом с ними спокойно и уютно. Близкие чувствуют, что они не встретят отпора, подколок или неприятия.

И все же начинать работать над самоценностью желательно как можно раньше. Проще всего это делать тогда, когда вы ощущаете себя неполными, испытываете раздражение по отношению к себе или окружающим.

Упражнение на развитие самоценности

Это упражнение направлено на принятие себя, отработку негативных ситуаций, которые могут мучить вас долгое время, а потом, так и не решенные, отправляются в «подвалы» сознания, надолго отравляя жизнь. Приняв себя вместе со всеми ошибками, мы вырываемся из замкнутого круга страданий и повышаем собственную ценность. Признав необходимость чужой помощи, мы со временем учимся обходиться собственными, внутренними резервами, которые у гармоничного человека по-настоящему безграничны.

  1. Сформулируйте свои чувства по отношению к какой-то неприятной ситуации. Опишите и эмоции, и то, как они проявляются физически: боль, стеснение, дискомфорт. Кто виноват в произошедшем?
  2. Вспомните ощущения, которые появились в некомфортной ситуации. Что вы испытывали? Почему вы это испытывали? Были бы ваши ощущения другими, если бы до этого у вас был другой жизненный опыт? Могли ли вы отреагировать иначе? Считаете ли вы свою реакцию правильной?
  3. Как вы отреагировали на произошедшее? Что сделали? Считаете ли вы, что поступили правильно? Сложно ли вам было поступить именно так? Обдумайте, насколько обоснован был ваш выбор линии поведения. Постарайтесь понять себя в этой ситуации и принять тот выбор, который вы в тот момент сделали.
  4. Постарайтесь принять то, что произошедшее уже не изменить. Почувствуйте это. Примите себя в произошедшем, независимо от того, насколько серьезными были ошибки.
  5. Нужна ли вам поддержка при анализе и принятии произошедшего? Как по-вашему, чья поддержка была бы полезна? Сформулируйте, что и от кого вы хотели бы получить, и попробуйте попросить помощи у этого человека.

Телесная практика

Вы также можете научиться поддерживать себя через тело. Попробуйте в минуты сомнения и отчаяния отключиться от мыслей, переключить внимание на тело и выполнить небольшую практику.

Разомните стопы, походите с ощущением тяжести в ногах, словно прилипая ступнями к полу. Далее представьте, что вы твердо стоите на ногах. Чувствуйте стопы, дышите животом, ощущайте расслабление. Практику можно повторять на протяжении нескольких месяцев. Чувство опоры под ногами и уверенность в себе будет укрепляться день за днем и превратится в устойчивый результат.

Так вы сможете изменить свою жизнь, натренировать внутреннее спокойствие и осознать собственную ценность.

свернуть

Основы продуктивного взаимодействия со сверстниками

Человек – социальное существо. Коммуникация друг с другом – нормальный, естественный и необходимый для личности процесс. Некоторые люди буквально привлекают и притягивают других к себе, общаться с ними легко и приятно; это успешное общение. Некоторым людям общение дается с большим трудом. К счастью, есть специальные правила, помогающие налаживать и поддерживать успешное общение с другими людьми.

В данной статье приведены десять правил успешного общения, призванные помочь каждому стать общительнее, успешнее и популярнее.

Правило 1. Слушайте собеседника! Каждому приятно быть услышанным. Когда вы слушаете другого человека, он чувствует себя интересным и востребованным, конечно, это вызовет ответный интерес к вашей персоне, что поддержит успешное общение. Об этом правиле важно помнить в любом разговоре.

Правило 2. Будьте информированы! Широкий кругозор привлекает друзей и способствует успешному общению. Многие писатели и философы отмечали, как приятно вести беседу с человеком, способным хотя бы немного поддержать каждую тему. В соблюдении такого правила вам помогут книги, интеллектуальные фильмы, информационные сайты.

Правило 3. Будьте осторожнее с проявлением эрудиции. Может показаться, что данное правило противоречит предыдущему. На самом деле оно – о соблюдении баланса. Безусловно, для успешного общения стоит проявлять эрудицию и знания. При этом опасно подавлять собеседника. Никому ведь неприятно чувствовать себя глупее другого! Указывать другому на ошибки и неточности в рассуждениях стоит как можно аккуратнее, чтобы не обидеть и не задеть человека.

Правило 4. Позитив – ключ к успешному общению. У многих из нас случаются проблемы, неурядицы, обидные ситуации… В таких случаях хочется выговориться, выразить свою боль. Но с выражением негативных чувств следует быть аккуратнее: выговариваться лучше родным, членам семьи, ближайшим друзьям – то есть, тем людям, которые могут понять и поддержать, помочь. Малознакомых людей излишние душеизлияния могут отпугнуть. Мало кому действительно интересно выслушивать про чужие проблемы и неудачи. У данного правила есть и оборотная сторона: излишнее повествование о собственных успехах и достижениях тоже может стать препятствием к успешному общению. Ведь такое русло в разговоре легко может восприниматься, как хвастовство, а оно мешает успешному общению. Разговоры с малознакомыми людьми лучше начинать с нейтральных тем.

Правило 5. Соблюдайте свои и чужие границы! Есть вещи, которые принято обсуждать только с близкими людьми или в кругу семьи. Это очень личные вопросы, касающиеся, например, семейных отношений, финансов, интимной жизни и т.д. Попытка затронуть такие вопросы с посторонними людьми может быть воспринята, как излишняя фамильярность, которая помешает успешному общению. Соблюдение этого правила предполагает также и отстаивание собственных границ. Есть вещи, о которых вы имеете право не распространяться. Личная жизнь – на то и личная.

Правило 6. Улыбайтесь! Тяжело найти человека, которому не нравится разговор с улыбчивым и доброжелательным собеседником. Для успешного общения важно, чтобы улыбка была искренней.

Правило 7. Обращайтесь к человеку так, как он представился: по имени, имени-отчеству, прозвищу. Если вам трудно запомнить с первого раза, можно переспросить. Это лучше, чем называть человека другими именами, или вообще никак не обращаться.

Правило 8. Говорите другим приятное! Будьте щедры на комплименты, признавайте вслух заслуги и достижения собеседников. Успешное общение строится на взаимном уважении. Конечно же, здесь тоже нужен баланс, не перестарайтесь, иначе это будет выглядеть искусственно, странно, и может напрягать собеседника.

Правило 9. Проявляйте интерес к собеседнику. Интересуйтесь им, его жизнью (помните при этом о правиле про границы), обсуждайте темы, которые интересны человеку, с которым вы ведете беседу; задавайте уточняющие вопросы по интересным для собеседника темам. Не забывайте об искренности! Если тема, которую завел ваш партнер по общению, вам совершенно чужда, можно прямо, но мягко, заявить об этом, и деликатно перевести разговор в иное русло.

Правило 10. Старайтесь понять человека! Мысленно встаньте на его место, взгляните на мир его глазами, проникнитесь его чувствами. Поймите, что каждый по-своему прав - как вы, так и каждый другой человек. Но это относительная правота, а не абсолютная истина.

Надеюсь, приведенные правила действительно помогут вам наладить успешное общение с окружающими. Важный секрет применения правил в жизни: регулярность. Нужно постоянно помнить о них и практиковаться. Также помните, что общительность – наживное, а не врожденное качество. Если по каким-либо причинам успешное общение у вас не складывается, ситуацию всегда можно изменить в лучшую сторону. Главное здесь – работать над собой и верить в себя!

В общении, как и в любом искусстве, имеется своя техника, или правила продуктивного общения. Поговорим о бесконфликтности, то есть об умении избегать любых кон­фликтов в разговоре. Но сразу предупреждаем: если есть жела­ние овладеть техникой общения, то Вы должны знать основной момент: техника начнёт работать тогда, когда начнёт меняться человек.

Если Вы готовы к изменениям в себе и решили себя поменять, Вас можно поздравить: Вы на шаг ближе к бесконфликтному общению!

7 основных правил тех­ники общения:

1. Основное правило, сформу­лированное несколько столетий назад: «Самый главный человек на свете — тот, кто перед тобой».

Если перед Вами появится собеседник, то постарайтесь создать тёплую атмосферу. Пред­ставьте, будто Вы одни, вокруг ничего и никого нет. Вы должны видеть только его!

Человек может быть агрес­сивным, невоспитанным, глу­пым, но Вы должны принять его таким, какой он есть.

2. Ищите у себя сходство с собеседником.

Стиль, манера общения... Подстраивайтесь буквально под его интонацию, и Вам с ним будет легче общаться и понимать Друг друга.

Не лицемерьте, но и отучите себя от привычки противоречить по любому поводу.

3. Поймайте волну собеседника и настройте её на нужную вам волну.

Необходимо понять, что тревожит или волнует Вашего собеседника, и поддержать его в разговоре, разделить его переживания. А дальше можно будет по-другому настроить эту волну. При этом не нагнетайте напряжённость и не отзывайтесь дурно ни о ком. Замените «гряз­ные» слова или вообще уберите их из речи.

4. Не обвиняйте собеседника!

Избегайте в разговоре обид­ных преувеличений. Избегайте слов: никто, всегда, никогда, везде, нигде, все и т. п. Эти слова очень раздражают собеседника.

К примеру, жена говорит мужу: «Ты никогда не моешь посуду!» И это в большинстве случаев несправедливая фраза, ведь муж возможно и редко, но все же помогает жене и — кон­кретно — моет посуду.

В речи должна быть опреде­лённость!

5. Стройте общение на равных, а не с позиции сверху.

Ведь именно такого общения, как правило, от Вас ожидает со­беседник. При этом не задевайте того, что человеку дорого: цен­ности, его круг общения и т. п.

6. «Юморите» аккуратно.

Юмор прекрасен: благодаря ему люди смеются, получают удовольствие от жизни и обмени­ваются друг с другом отличным настроением. Но самое опасное в юморе — это когда шутка на­правлена на собеседника. Лучше не бросаться такими шутками, ну или делать это уместно и акку­ратно, без оскорблений.

7. Не давайте советы, если Вас не просят.

Советы редко учат, но часто злят. Если человек поставил ударение неправильно, не ис­правляйте его, не тычьте носом, лучше оставьте при себе это открытие.

свернуть

Формула успеха

Как добиться успеха? Есть какие формулы, которые рекомендуют профессиональные психологи?
Существует немало рекомендаций специалистов самых разных областей, как добиться успеха в работе, карьере, бизнесе. Но основные, базовые принципы примерно одинаковы:
• Первое, что стоит на пути к достижению успеха — это наша собственная лень. Если вы хотите чего-то добиться в жизни, совершенно необходимо избавиться от привычки бесцельного времяпрепровождения, и в первую очередь прекратить тратить время на просмотр бессмысленных телепередач и сериалов. За те «убитые» несколько часов можно сделать массу полезных дел, заняться спортом, составить план на завтра, повесить наконец-то полку в коридоре и т.п.

• Что бы ни случилось, нельзя «опускать руки». Недостаток настойчивости серьезно мешает успеху. В любой ситуации надо продолжать работать, здоровое упорство неизбежно приведет к победе.
• Очень полезно взять за привычку записывать интересные идеи и мысли. В повседневной суете они часто забываются, а проанализировав их вечером, вы наверняка не упустите что-то важное, какой-то первый шаг на пути к достижению успеха.
• Начинайте свой день с самых тяжелых и неприятных дел. Удовлетворение, полученное после их выполнения, зарядит вас дополнительной энергией и позволит намного продуктивней провести вторую половину дня.
• Всегда, если сложилось так, что вы опаздываете на встречу или не вовремя выполнили поставленную задачу, предупреждайте об этом партнеров, начальство, коллег. Только так можно заслужить репутацию надежного человека. Но и злоупотреблять опозданиями, разумеется, не стоит.
• Учитесь выбирать верных друзей и достойных партнеров. Человек, хоть раз предавший вас, может сделать это еще раз. Не обязательно прерывать с ним всяческие отношения, но работать с таким человеком, идти с ним к поставленной цели точно не стоит.
• Вежливость и корректность — лучшие помощники во всех начинаниях. Эмоции в работе и в карьере не приведут ни к чему хорошему. Только вежливый, рабочий диалог поможет уверенно идти к успеху.
• Нужно уметь признавать собственные ошибки. Это поможет не повторять их в дальнейшем.
• Жаловаться на жизнь себе, а уж тем более другим людям — пустое и крайне вредное занятие. Так вы показываете окружающим свою слабость, неумение справляться с проблемами. К тому же жалобами на горькую судьбу вы лишь усугубите свое душевное состояние. Лучше в тяжелые минуты постараться отвлечься, дать себе небольшой, но приятный отдых, зарядиться позитивом. Либо с головой окунитесь в работу, в новые идеи. Тогда из кризиса будет выйти значительно легче.
• Чувство долга — полезное качество. Но не на пути к цели. Вы никому ничего не должны. Просто надо быть ответственным человеком и, делая что-либо, помнить, что это делается не из чувства долга, а для достижения конкретной цели. Тогда любое дело будет спориться, и выполнять его вы будете с удовольствием.

свернуть

Как преодолеть страх перед неудачей

Кому не знаком страх неудачи? Он заставляет нас мириться с существующим положением вещей в нашей жизни и отказываться предпринимать какие-либо изменения, опасаясь провала. Совсем немногие счастливчики могут похвастаться отсутствием страха перед неудачей. Вероятно, по этой причине эта тема всегда актуальна.
Когда речь заходит о людях, добившихся заметных результатов, какие комментарии чаще всего можно услышать? Большинство из них сводится к следующим тезисам: все дело в удаче (в связях), деньги идут к деньгам, с такой внешностью (умом) можно и не такого достичь и т.д. Все это ничто иное, как оправдания личных страхов.

Но в действительности разница между победителями и теми, кто неуверен в себе, заключается в одном: первые сделали шаг вперед, отбросив страх провала в сторону, и принялись за дело. 
Что ж, если у них получилось преодолеть свои опасения, это должно получиться и у вас. Нужно только знать, как это сделать. Вот что рекомендуют в таких случаях коуч-тренеры.

Определите ваш истинный страх

Страх неудачи, как ни странно, это не первопричина вашей нерешительности. Чаще всего, за ним скрываются другие страхи: критики, одиночества, бедности, потери лица и т.п. Таким образом, первый шаг состоит в определении реального страха. Подумайте, чего вы боитесь в действительности? Когда ответ будет найден, сделайте следующие шаги:


• Создайте альтернативный план, план Б, он поможет вам быть более расслабленным. Например, если вы на самом деле боитесь остаться без денег, пока будете развивать свой бизнес, начните откладывать средства уже сейчас. Если вы опасаетесь, что придется в чем-то ущемить себя или свою семью, решите, что является для вас приоритетом №1, и так далее.

• Постоянно напоминайте себе о преимуществах, выгодах и причинах, по которым вы хотите двигаться вперед. Для этого спросите себя, почему стоит рисковать? Неужели лучше оставаться там, где вы находитесь?
• Проанализируйте свой страх рационально настолько, насколько это возможно. Подумайте, что самое худшее может с вами случиться? Ну и что? Жизнь ведь на этом не закончится, все, в конце концов, перемелется, и вы будете двигаться дальше. С другой стороны задумайтесь, что вы теряете уже сейчас, идя на поводу у страха? Затем взвесьте плюсы и минусы разных моделей поведения.

Посмотрите на неудачу по-новому

Перестать рассматривать неудачу, как нечто отрицательное, – это то, чему нужно научиться, если вы хотите преодолеть страх провала и достичь своей цели. Скажите себе, что с этого дня слово «неудача» будет вызывать у вас исключительно положительные ассоциации. Неудача – это всего лишь то, что не сработало, это всего лишь ошибочный путь, а не катастрофа. Неудача просто указывает на то, что пришло время внести изменения, поскольку одну и ту же цель нередко можно достичь различными путями.

Следует признать, что абсолютно все представители рода человеческого, даже самые успешные, терпели неудачи, причем неоднократно. Но каждый волен выбирать, как ему реагировать: можно оплакивать жизнь-злодейку, а можно расценить неудачу, как результат противоположный ожидаемому. 

Если отказ любого рода будет и дальше означать для вас «самое худшее, что может случиться в жизни», в таком случае, вы никогда не сдвинетесь с места. Хотите ли вы этого? Если нет, тогда пришло время посмотреть на неудачу под другим углом зрения, как на стимул, который подталкивает вас к следующему шагу, все ближе и ближе к победе.

Легко ли это? Отнюдь, особенно, когда вы считаете, что причиной тревоги и страха, является сложившаяся ситуация. Но преодолейте себя, примите решение, отбросив страх возможного провала, и сосредоточьтесь на действиях, ведущих вас к успеху. Когда ваш ум будет занят процессом, а не блокирован страхом, вы обязательно получите результат. Если вам нужно больше доказательств, то вспомните о миллионерах, которые в результате кризиса потеряли состояния, но вскоре снова их вернули. Почему? Потому что они не теряли время, жалуясь на несправедливость жизни и на обвинения других, но поднялись и начали все сначала.

Одним словом, чем бы вы ни занимались в жизни, вам будет очень полезно рассматривать неудачу, не как катастрофу, а как важный урок, который приблизит вас к цели. Поэтому выясните, на чем базируется ваш страх, а затем действуйте, не позволяйте ему парализовать вас. Никто не говорит, что это легко, но это возможно.

Успехов!

свернуть

Памятка выбирающему профессию

Выбор профессии — сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».
С ЭТОЙ ЦЕЛЬЮ:
— Изучи глубже самого себя: разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
— Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
— Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям. Прочти побольше книг, статей, журналов.
— Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий.
— Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и — действуй!
— Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
— Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
— Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.
свернуть

Как произвести первое положительное впечатление

1. Оденьтесь так, чтобы отвечать ожиданиям другого человека. Оденьте то, что, по мнению другого человека, будет подходящим для ситуации.
2. Увидя человека, улыбнитесь. Улыбнитесь именно этому человеку.
3. Установите и поддерживайте контакт глазами. Пока кто-нибудь из говорит, смотрите на человека, ни вниз и ни в сто­рону, но не переиграйте, не надо смотреть не отрываясь, как говорят, не пяльтесь.
4. Поздоровайтесь первым и протяните руку. Рукопожатие должно быть крепким – не слабым, но и не костедробя­щим.
5. Искренне приветствуйте входящего. Лучшая форма приветствия "Рад видеть Вас", чем "Как поживаете?"
6. Называйте вошедшего по имени. Произносите его уверенно и твердо. Будьте уверены в том, что произно­сите имя правильно.
7. Не говорите слишком тихо или слишком громко. Если говорить тихо, то люди могут решить, что вы в опасном положе­нии. С другой стороны, возможно, некоторые могут считать громкость грубостью.
8. Если Вы хозяин проявите знаки гостеприимства, предложите кофе и прохладительные напитки. Если Ваш гость является представителем другой культуры, заранее выяс­ните, какие у него (нее) представления о гостеприимстве.
9. Если встреча происходит в Вашем кабинете, встретьте человека при входе. Еще лучше встретить его (ее) около Вашего кабинета и проводить к себе.
10. Если Вы гость, ведите себя так, чтобы не обидеть хозяина и других гостей. Изучите местные обычаи.
11. Узнайте все, что возможно о человеке и его компании. Используйте свои знания во время беседы.
12. Изучите основные правила этикета учтивости. Не перебивайте другого. Если вы сомневаетесь в своих знаниях, обратитесь к книге по современному деловому этикету.
13. Постарайтесь больше слушать, а не говорить! Вы будете выглядеть интеллигентным, уважающим и заботливым. Од­нако, если собеседник – хороший слушатель и хочет, чтобы вы погово­рили, сделайте ему одолжение.
свернуть

Как управлять своими эмоциями

1. Полностью избавиться от эмоций и неразумно, и невозможно. Нет эмо­ций плохих или хороших. По мнению Жан-Жака Руссо, "все страсти хо­роши, когда мы владеем ими, и все дурны, когда мы им подчиняемся".
2. Джонатан Свифт сказал: "Отдаваться гневу – часто все равно, что мстить самому себе за вину другого". Возьми эти слова своим девизом, и ты станешь намного уравновешенней и оптимистичней.
3. Необходимое условие радостного настроения – хорошие взаимоотно­шения с людьми. И наоборот: радостное восприятие жизни – залог сим­патии и расположения к тебе других. Дай себе установку на доброе и уважительное отношение к людям. Прав Шекспир: "Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы".
4. Не пытайся просто подавить в себе эмоции, Подавленные чувства все равно выльются наружу тем или иным способом или могут стать причи­ной заболевания. Лучше "отыграй" эти эмоции внешне, но без вреда для окружающих.
5. Если у тебя возникло раздражение или разозленность, не борись с ними, а попытайся "отделить" их от себя. Понаблюдай за их протеканием, найди и проанализируй причину их появления, и ты убедишься, на­сколько мелка и несерьезна эта причина. Все это способствует угасанию негативных эмоций.
6. В отношениях с близкими людьми часто бывает нужно откровенно ска­зать о своих чувствах, возникших в той или иной ситуации. Это гораздо лучше, чем фальшь и закрытость в общении.
свернуть

Профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних

Правила поведения в собственной квартире (доме)

 1. Нельзя впускать в квартиру незнакомого человека.

Если без вызова пришел сантехник или электрик, а из взрослых дома никого нет, позвони сначала родителям. Не впускай незнакомца, пока родители или кто-то из знакомых взрослых не придут.

2. Будь внимателен, выходя из квартиры.

Даже если ты покидаешь квартиру на очень короткое время, обязательно закрой дверь на ключ.

3. Будь внимателен, входя в квартиру.

Прежде чем открывать дверь ключом, убедись, что поблизости никого нет.

 Правила поведения в подъезде

1. Пользуйтесь домофоном, чтобы вас встретили в подъезде. 

2. Перед тем как войти в подъезд, обрати внимание, не идет ли кто-то следом за тобой.

3. Если ты заметил, что за тобой кто-то идет следом, позвони родителям и попроси, чтобы они тебя встретили.

4. Постарайся не выходить один на лестничную площадку в позднее время суток.

 Правила поведения в лифте

 1. Пред тем как войти в лифт, убедись, что на площадке нет постороннего, который может зайти вслед за тобой.

2. Если ты оказался один в кабине лифта с незнакомцем и почувствовал опасность, нажимай кнопку ближайшего этажа.

3. Как только двери лифта открылись, выскочи на площадку, не собирай вещи (если вдруг что упало), убегай как есть, позови жильцов дома. Оказавшись в безопасности, немедленно позвони в милицию (102) и сообщи, что произошло, укажи точный адрес.

 Правила поведения на улице

 1. Не голосуй на дороге и не отвечай на предложение или просьбу незнакомого человека подвезти тебя.

2. Ни в коем случае не садись в автомобиль, чтобы показать дорогу.

3. Если рядом с тобой остановился автомобиль, как можно дальше отойди от него и ни в коем случае не разговаривай с людьми из автомобиля, а тем более не соглашайся сесть в него.

4. Если автомобиль начнет медленно двигаться рядом, отойди от него либо перейди на другую сторону дороги.

5. Не ходи один в отдаленные и безлюдные места.

6. Увидев впереди подозрительную группу людей или человека в нетрезвом состоянии, лучше перейди на другую сторону улицы.

7. Всегда предупреждай родственников о том, куда идешь, и проси их встретить в вечернее время.

  Что делать, если на улице к тебе пристает незнакомец

 1. Скажи, что торопишься и не можешь разговаривать.

2. Если человек не отстает от тебя, постарайся выйти к проезжей части и подойти к людям.

3. Ни в коем случае в такой ситуации не заходи в тихие дворы и чужие подъезды.

4. Позвони по телефону родителям либо знакомым и громко скажи, где ты находишься, попроси встретить.

5. Если незнакомец приблизился слишком близко и собрался преградить тебе дорогу, остановить тебя, постарайся бросить что-нибудь в сторону нападающего, чтобы на некоторое время привести его в замешательство и отвлечь.

6. Убегай туда, где много людей.

7. Если вырваться не удалось, громко кричи «ПОМОГИТЕ!», чтобы привлечь внимание.

 Правила поведения в чужом автомобиле

 1. Если пришлось добираться домой на попутном автомобиле либо остановленном на улице такси, запомни сам и попроси провожающих (если такие есть) записать номер и марку автомобиля.

2. Не садись в автомобиль с темными стеклами, а также в машину, где уже сидят пассажиры.

3. Постарайся постоянно поддерживать разговор по мобильному телефону с родственниками (знакомыми) и сообщать им маршрут передвижения.

4. Если поведение водителя тебе неприятно, кажется странным или опасным, попроси его остановить автомобиль.

свернуть

Профилактика преступлений в сфере половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних

Правило пяти «НЕЛЬЗЯ!»

1. Нельзя разговаривать с незнакомцами и пускать их в квартиру.

2. Нельзя заходить с незнакомцем в лифт и подъезд.

3. Нельзя садиться в автомобиль к незнакомцам.

4. Нельзя принимать от незнакомых людей подарки или угощения и соглашаться на их предложение пойти с ними, даже если очень интересно.

5. Нельзя задерживаться на улице с наступлением темноты.

свернуть

Что нужно знать подростку (и девушке, и юноше), отправляющемуся на вечеринку/в гости/на дискотеку

1. В большинстве случаев уже только одно согласие девушки пойти на вечеринку с парнем может восприниматься как то, что она понимает, чем это закончится и согласна на это. Последующее сопротивление может восприниматься как заигрывание.

2. Помни: в большую компанию безопасно идти с надежными друзьями. Во время вечеринки не следует терять друг друга из виду, а уходить с нее надо всем вместе!

3. В начале вечеринки предупреди всех, что не уйдешь, не попрощавшись. Если ты покидаешь компанию с кем-то, скажи об этом друзьям.

4. Доверяй своей интуиции. Если у тебя возникает ощущение дискомфорта, не надо стесняться своей осторожности. Значит, ты не чувствуешь себя в безопасности. С такой вечеринки лучше уйти.

5. С самого начала общения обозначь границы возможных взаимоотношений.

6. Если ты находишься с кем-то, кто заставляет чувствовать тебя дискомфортно, кто игнорирует твои чувства или высказывает неуважение к тебе каким-то другим способом, лучше немедленно прервать общение с этим человеком.

7. С малознакомыми людьми и на большой вечеринке надо всегда оставаться трезвым!Помни: пьяному человеку труднее быстро сориентироваться в происходящем и предотвратить насилие.

8. Не пользуйся в одиночку услугами частного транспорта.

9. Если есть возможность у кого-то из ваших знакомых либо родственников забрать тебя с вечеринки, воспользуйся ею.

Нет совершенно верных способов защиты от потенциального насилия. Но существуют тревожные знаки, которые могут насторожить: например, неуважение к человеку, нарушение его личного пространства.

 Тебе следует проявить осторожность, если кто-то:

  •    Пристально смотрит на тебя, демонстративно разглядывает;
  •   Игнорирует твои чувства и не слушает того, что ты говоришь;
  •    Ведет себя с тобой как с хорошей знакомой, хотя это не так.

Обращая внимание на эти знаки, ты можешь уменьшить риск подвергнуться насилию не только на вечеринке, но и в других людных местах (в кино, на дискотеке, в компании друзей или знакомых).

свернуть

Что нужно знать о суициде?

Поскольку суицид каждый год угрожает жизни многих тысяч молодых людей, все подростки должны представлять себе, “что такое суицид и как с ним бороться”. Помни, для борьбы с суицидом достаточно одного человека – тебя. Прежде чем оказать помощь другу, который собирается совершить суицид, важно располагать основной информацией о суициде и о суицидентах. Особенно важно быть в курсе дезинформации о суициде, которая распространяется гораздо быстрее, чем информация достоверная. Сейчас ты получишь информацию о суициде, которую необходимо знать для оказания эффективной помощи оказавшемуся в беде другу или знакомому.
развернуть

Кто совершает самоубийства? Почему? Каким образом?

Мы знаем, что тема суицида внушает страх. Страх этот может быть еще большим, если ты знаешь кого-то, кто предпринял  попытку  уйти из жизни или же покончил с собой, или если тебе самому приходили в голову мысли о суициде. Мы знаем также, что суицид является запретной темой, о нем не принято говорить с родителями, учителями или друзьями.

Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил  суицидальную   попытку. Возможно, ты знаешь кого-то, кто совершил суицид. Если это так, то ты, вероятно, слышал, как кто-то (быть может, и ты сам) задавал вопрос: “Зачем ей было умирать?” или “Зачем ему было так поступать со своей семьей?”

Вопросы эти вполне естественны, но большей частью ты не получишь на них однозначного ответа, не узнаешь, почему твой знакомый решил расстаться с жизнью. Напрашивается другой, более точный вопрос: “Какая проблема или проблемы возникли у этого человека?” Тебе это может показаться странным, но большинство подростков, совершающих суицид, на самом деле умирать ведь не хотят. Они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда. Самое важное – помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу. Эти проблемы причиняют им эмоциональную и физическую боль, и суицид представляется им надежным средством эту боль остановить.

Откуда мы знаем, что тысячи молодых людей, совершивших суицид в прошлом году, умирать вовсе не хотели? А если они не хотели умирать, то почему умерли?

Большей частью молодые люди совершают  суицидальную   попытку  у себя дома между четырьмя часами пополудни и полностью. Иными словами, они пытаются покончить с собой именно там, где их скорее всего найдут, и делают это в такое время дня, когда кто-то из членов семьи большей частью находится дома. Шанс прийти им на помощь велик, – тот же, кто надеется, что будет спасен, на самом деле убивать себя не хочет.

А как же те молодые люди, которых спасти не удалось? Откуда мы знаем, что на самом деле умирать им не хотелось? Наверняка мы знать этого не можем, однако, разговаривая с молодыми людьми, которых спасти удалось, но которые должны были бы погибнуть, мы можем представить себе, о чем они думали.

Столкнувшись с неотвратимостью смерти, почти все они говорили, что неожиданно начинали понимать: проблемы их не столь велики, чтобы их нельзя было решить. Им вдруг становилось ясно: не так уж все плохо. За секунду до смерти они осознавали, что хотят жить.

Для того чтобы удержать друга или знакомого от самоубийства, надо немного разбираться в человеческой психологии.

Чтобы ценить жизнь, необходимо знать две основных вещи:

  1. Нам нужно, чтобы нас любили.
  2. Нам нужно хорошо к себе относиться.

На наше  поведение  оказывают воздействие два основных принципа:

  1. Наше поведение зависит от того, как мы к себе относимся.
  2. Поведение каждого человека имеет цель; наши поступки не происходят “просто так”.

Если руководствоваться этими очень важными соображениями и ясно представлять себе их реальный, практический смысл, то можно чуть лучше разобраться, почему некоторые подростки хотят уйти из жизни. Ты увидишь так же, как дружеские забота и ласка умеют обнадеживать, гнать от себя мысли о самоубийстве.

Потребность любви. Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе. Потребность любви – это:

– потребность быть любимым;

– потребность любить;

– потребность быть частью чего-то.

Если эти три “потребности” присутствуют в нашей жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы.

Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими и дома, и в школе, и во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, “невовлеченность”. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы. Оттого, что самооценка их снизилась, даже те проблемы, которые раньше решались походя, теперь становятся для них неразрешимыми.

Некоторые подростки сравнивают это тревожное, неприкаянное состояние с ощущением тонущего, который захлебнулся и идет ко дну, или же человека, у которого судорожно сжимается от тоски сердце. Как ты думаешь, что для них в это нелегкое время самое главное? Ты угадал – Друг.

Подумай сам. Предположим, ты задумал совершить самоубийство, потому что “тебя никто не любит”, и вдруг ты начинаешь ощущать чью -то ласку, заботу, с тобой говорят, тебя слушают – и у тебя появляется проблеск надежды. Если же тебя преследуют мысли о смерти, потому что ты сам никого не любишь, то теплые чувства по отношению к тебе могут оказаться заразительными: под их воздействием может растаять и твое холодное сердце. Если же ты хочешь покончить с собой, потому что чувствуешь, что никуда “не вписываешься”, бывает достаточно всего одного дружеского рукопожатия, чтобы ощутить, что ты занял место в сердце хотя бы одного человека.

Заботливый и ласковый друг способен отговорить тебя от самоубийства, ибо он удовлетворяет твою потребность в любви, потребность, столь свойственную каждому из нас. Иногда для спасения человека бывает достаточно всего одного ласкового слова.

Окружение – это то место, где ты находишься “в окружении” других. Такие “окружений” у тебя несколько: дом, школа, двор. Находясь в компании своих друзей, ты пребываешь в окружении сверстников. В принципе “Окружений” может быть еще больше, например: работа, церковь или баскетбольная площадка. В каждом из таких мест ты взаимодействуешь, контактируешь с другими. Разговариваешь, смеешься, споришь. А иногда просто молчишь.

Самооценка – это то, как ты оцениваешь себя сам.

На чем основывается наша самооценка?

– Наша самооценка – это наше самоощущение. То, как мы воспринимаем себя, нашу жизнь, наши чувства по отношению к друзьям – все это воздействует на нашу самооценку.

– Наша самооценка – это и то, каким мы представляемся другим. Наша самооценка зависит от того, как к нам относятся наши друзья, учителя, родители или воспитатели, что они о нас говорят.

Подумай, как изменится твоя самооценка в зависимости от следующих обстоятельств:

  • твои родители тебя хвалят;
  • ты завалил экзамен;
  • твои друзья “за тебя горой”;
  • учитель физкультуры кричит на тебя;
  • ты считаешься самой хорошенькой девушкой в классе;
  • кто-то назвал тебя “психом”;
  • тебя избрали в совет класса;
  • ты подвел приятеля.

Важная информация № 1. Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи.

Суицид является “убийцей № 2” молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же специалистов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если специалисты правы, то тогда главным “убийцей” подростков является суицид.

Иногда смертный случай признается суицидом лишь в том случае, если покончивший с собой оставил предсмертную записку, однако большинство тех, кто решил расстаться с жизнью, записок, как правило, не оставляют. Иногда нельзя точно сказать, явилась та или иная насильственная смерть самоубийством, поэтому в графу “суицид” попадают лишь те случаи, которые не вызывают никаких сомнений.

Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид “молодеет”: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще  дети.

Важная информация № 2. Как правило, суицид не происходит без предупреждения.

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Важная информация № 3. Суицид можно предотвратить.

Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать  суицидальные   попытки  снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.

В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то вероятнее всего, снова покушаться на свою жизнь они не будут.

Важная информация № 4. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде.

Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на “суицидальные” темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе. Ты, должно быть, слышал разговоры о том, что нельзя, дескать, беседовать с молодежью о наркотиках, потому что тогда они могут захотеть их попробовать; нельзя разговаривать с ними про секс, потому что тогда они займутся сексом, и т.д. Некоторые родители, учителя, психологи избегают слова “суицид”, потому что боятся навести своих подопечных на мысль о насильственной смерти.

На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Если твоя знакомая, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, это значит, что она давно уже о нем думает, и ничего нового ты ей о нем не скажешь. Больше того, твоя готовность поддержать эту “опасную” тему даст ей возможность выговориться, –  суицидальные  же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидальноопасными.

Важная информация № 5. Суицид не передается по наследству.

От мамы ты можешь унаследовать цвет глаз, от папы – веснушки на носу; суицидальные же идеи по наследству не передаются. Вместе с тем, если кто-то из членов твоей семьи уже совершил суицид, ты оказываешься в зоне повышенного  суицидального  риска. Представь, например, семью, где родители много курят, пьют или употребляют наркотики. В такой семье  дети  рискуют перенять вредные привычки родителей. На этих  детей  действует так называемый “фактор внушения”: родители, дескать, плохому не научат. Разумеется,  дети  вовсе не обязаны подражать родителям. Для подражания они вправе выбрать другой, более положительный, пример.

Важная информация № 6. Суициденты, как правило, психически здоровы.

Как правило, подростки, которые совершают  попытку  покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью.

Психически нездоровые люди часто кончают с собой. Из-за резких перепадов настроения и неадекватного  поведения  жизнь их превращается в пытку – однако твои друзья и знакомые, в большинстве своем, к этой категории не принадлежат.

Важная информация № 7. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид.

Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят. Тем не менее у нас принято от них “отмахиваться”. “Он шутит”, – говорим или думаем мы. – “Она делает вид”, или: “Это он говорит, чтобы привлечь к себе внимание!” Не рискуй жизнью своего друга: раз он заговорил о самоубийстве, значит это серьезно.

Важная информация № 8. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание.

Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: “Я хочу покончить с собой”. Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.

Если твой знакомый заговорил о самоубийстве, то он и в самом деле хочет  привлечь  к себе внимание. И вместе с тем он не шутит. Какие уж тут шутки! Если ты настоящий друг, то в этой ситуации тебе не пристало рассуждать о том, для чего ему понадобилось привлекать к себе внимание. Вместо этого, обрати внимание на то, что говорит твой друг, не рассуждай о том, чем он руководствовался, заговорив о суициде.

Исходя из того, что если твой друг завел разговор о самоубийстве, значит живется ему и в самом деле не сладко. Значит, он решился на отчаянный шаг. Даже если он просто “делает вид”, хочет обратить на себя внимание, это необычное  поведение  свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.

Важная информация № 9.  Суицидальные  подростки считают, что их проблемы серьезны.

Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света.

Наверно, ты согласишься, что  дети  и  взрослые  часто смотрят на жизнь по-разному. То, что ужасно для тебя, для них ерунда, и наоборот. У тебя, например, плохое настроение оттого, что ты подрался со своим лучшим другом, а родители скажут: “Ну и что? У тебя и без него друзей хватает”.

На жизнь по-разному смотрят не только родители и  дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что “здорово” для тебя, для одного твоего друга “паршиво”, а для другого – “нормально”.

Важная информация № 10. Суицид – следствие не одной неприятности, а многих.

Ты ведь слышал выражение: “Последняя капля, которая переполнила чашу терпения”? Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля – ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А теперь представь, что капель этих не десять и даже не сто, а многие тысячи. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена.

Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.

Важная информация № 11. Самоубийство может совершить каждый.

Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, тип ”суицидоопасного подростка” установить невозможно.

Подростки из богатых семей подвержены  суицидальным  настроения ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе ни дома.

На первый взгляд может показаться, что вашей подруге не грозит суицид, потому что у нее все есть: деньги, машина, друзья, модные “тряпки”. Но благополучие – вовсе не гарантия от суицида. Важно то, что твои друзья говорят и делают, а не то, сколько у них денег и что они, по-твоему, чувствуют.

Важная информация № 12. Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск.

Самоубийство подростка, который вроде бы уже выходит из кризиса, для многих является полной неожиданностью. Большинство молодых людей пытаются покончить с собой всего один раз в жизни; для тех же подростков, которые могут совершить вторичную  суицидальную   попытку, самое опасное время – 80-100 дней после первой  попытки.

После первой  попытки  расстаться с жизнью подростки ощущают постоянную поддержку окружающих. Друзья, родители, учителя уделяют им повышенное внимание, и у них возникает чувство, что все их любят.

Однако спустя три месяца жизнь возвращается в прежнее русло. Друзья, родители и учителя по-прежнему окружают совершившего суицид немалой заботой, однако жизнь, как говорится, “берет свое”, появляются у них дела и поважнее. Тем более что настроение у подростка отличное – вот всем и кажется, что худшее позади.

Однако совершивший  суицидальную   попытку  подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о себе знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль совершить еще одну  суицидальную   попытку, чтобы “вернуть” к себе внимание окружающих.

Иногда на то, чтобы окончательно изжить в себе суицидальные  намерения, подросткам требуется не меньше трех месяцев. За это время может выясниться, что ситуация к лучшему не изменилась: любимая девушка к нему не вернулась, отметки лучше не стали, пристрастие к наркотикам или к алкоголю такое же сильное. Тут-то им и приходит в голову мысль, что единственный выход из положения – повторная  попытка  расстаться с жизнью. Они находятся в неплохой форме и начинают планировать  суицидальную   попытку  номер два с удвоенной энергией.

В этом случае их друзьям следует быть настороже. Тебе может показаться, что твой друг после первой  попытки  одумался и “пошел на поправку”, – он же в это самое время задумал второй суицид активно приступил к осуществлению своего намерения. Вид у него  при  этом совершенно счастливый, ведь про себя он думает: “Ничего, скоро все это кончится”.

Информация № 13 – самая важная: друг может предотвратить самоубийство!

От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

А теперь представь, что кто-то из твоих друзей поделился с тобой своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласись, если б он тебе не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил твой друг с тобой, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К тебе он обратился потому, что верил: понять его сможешь только ты.

Контактные телефоны для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации:

 «Телефон доверия» медико - психологической службы: 8(0212)61-60-60

свернуть

ТЫ ПЕРЕЖИЛ СЛОЖНУЮ СИТУАЦИЮ

Ты не один! Трудная ситуация бывает у КАЖДОГО человека. ВЫХОД ЕСТЬ ВСЕГДА! Учись укреплять свою психику и вырабатывать свой собственный способ саморегуляции.
развернуть

Для этого придерживайся следующих правил поведения:

  • старайся не вспоминать совершенные в прошлом ошибки и промахи, идеальных людей не бывает;
  • не доказывай себе и другим, что ты лучше, чем кажешься на самом деле, не притворяйся и стань самим собой. Ты уникален, потому что другого такого человека просто нет!
  • не тревожься сильно о далеком «завтра», а концентрируй свое внимание на настоящем;
  • почаще «останавливай мгновение» - осматриваться и прислушиваться, это поможет правильно реагировать на текущие события;
  • во всем ищи хорошее, положительное, позитивное;
  • не скрывай свои чувства от людей, которые тебе приятны, дороги и близки.

Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Он переживает все то, что в этом мире происходит, а также - собственные действия. Другими словами, он определенным образом (положительно или отрицательно) относится ко всему, что его окружает, и к тому, что он совершенствует сам. Основу душевного переживания человека составляют эмоции.

Эмоции бывают разные.

Как победить страх:

Для этого следует хорошо осознать, какие именно страхи тебя беспокоят: природные (боязнь смерти, темноты, пожара и т. п.) или социальные (боязнь одиночества, осуждение со стороны сверстников, публичного выступления). Надо правильно определить причины, которые вызывают страхи.

Дальше следует:

  • разработать такой режим жизнедеятельности, который максимально понизит возможность образования ситуаций, вызывающих страх;
  • проделать умственный эксперимент - проиграть в уме страшную ситуацию и ее благополучный исход, убедить себя в том, что ситуация не такая уж страшная и имеет разумное решение;
  • заняться физическими упражнениями, которые требуют усилий и смелости;
  • найти для себя интересное творческое занятие;
  • заняться «лечебной» творческой деятельностью - рисованием, музыкой, сочинять истории о страхе и его преодолении.

Как избавиться от грусти, депрессии:

  • спокойно проанализировать случившееся;
  • всегда помнить, что во всякой неприятности может быть и положительная сторона, каждая ситуация чему-то полезному учит;
  • вспомнить свое самое большое и еще не осуществленное желание и попытаться добиться его исполнения;
  • поделиться своей грустью с очень близким человеком или позвонить в службу доверия;
  • постараться пересилить себя и сделать что-то очень хорошее для кого-нибудь из своих родных или близких людей, или просто заняться полезным делом;
  • сделать физические упражнения, водные процедуры, гимнастику.

Вот что нужно делать для укрепления положительных тенденций в своем настроении.

  • Вырабатывать в себе деловое отношение к школьным занятиям. Осознавать, зачем ты ходишь в школу и какого окончательного результата хочешь этим добиться. Другими словами, вырабатывать для себя жизненную цель.
  • Не завидовать достижениям других учеников и не сравнивать себя с ними. Научиться правильно оценивать свои возможности и точно прогнозировать результаты своей деятельности. Через правильную самооценку можно прийти к самому главному для себя выводу: «Я не лучше и не хуже других! Я просто другой! Я уникальный и неповторимый!»
  • Спокойно относиться к негативным «оценкам», помня, что они не все решают в сегодняшней жизни. Понимать, что бывают и успехи, и неудачи.
  • Найти для себя интересное полезное дело вне школы и заниматься им с полной отдачей.
  • Найти для себя эффективные средства, с помощью которых можно регулировать свое эмоциональное состояние - музыка, рисование, вязание, танцы, спорт, общение с близкими людьми и т.д.

Шпаргалка для учащихся.

Победить неудобные чувства вам помогут такие способы саморегуляции, как:

  • МЕДЛЕННО ПОСЧИТАЙ ДО 10 И ОБРАТНО;
  • ВСТАНЬ ПОД ДУШ. ПУСТЬ ВОДА СМОЕТ ВСЕ ПЛОХОЕ.
  • СЛЕПИ ЧТО-НИБУДЬ ИЗ ПЛАСТИЛИНА;
  • РАЗОРВИ СТАРУЮ ГАЗЕТУ НА МНОЖЕСТВО КУСОЧКОВ;
  • ИЗО ВСЕХ СИЛ СОЖМИ КУЛАКИ, А ЗАТЕМ МЕДЛЕННО РАЗЖИМАЙ ИХ;
  • ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИМИ ГЛОТКАМИ ВЫПЕЙ СТАКАН ВОДЫ, СОКА ИЛИ КОМПОТА;
  • ПОТАНЦУЙ ПОД МУЗЫКУ;
  • ПОБОКСИРУЙ С ПОДУШКОЙ;
  • ВЫСКАЖИ СВОИ ЧУВСТВА БЛИЗКОМУ ЧЕЛОВЕКУ ИЛИ САМОМУ СЕБЕ ВСЛУХ;
  • ПОПРОСИ ПОМОЩИ;
  • ПОДУМАЙ О ЧЕМ-НИБУДЬ ПРИЯТНОМ.
свернуть

Алгоритм выбора профессии

Решение о том, кем быть — одно из самых ответственных в жизни. Ведь на работе проходит как минимум треть жизни взрослого человека. Будете ли вы пять дней в неделю по восемь часов страдать от психологического дискомфорта, напрямую зависит от выбора, который приходится делать, еще не имея жизненного опыта. Поэтому предлагаем некоторые ориентиры, которые значительно облегчат выбор и сделают его более осознанным и правильным.
развернуть


Как не надо
Порой молодые люди руководствуются самыми причудливыми мотивами. Кого-то привлекает романтика профессии, причем основанная не на реальном знакомстве с будущей специальностью, а на ее «киношной» версии. Кто-то покорно следует «семейным традициям», поддаваясь уговорам типа «на роду написано». Кто-то и вовсе поступает в вуз за компанию с лучшим другом или подругой, а некоторые спешат подать документы в учебное заведение, расположенное поближе к дому. Все это нелепые, чудовищные основания. Выбор профессии слишком многое определяет в судьбе человека, чтобы относиться к нему так легкомысленно. Наоборот, подойдите к решению этого вопроса настолько серьезно, насколько можете.

Как надо
Шаг 1: правильный настрой

Первым делом проникнитесь сознанием, что этот выбор вы должны сделать самостоятельно. В конце концов, это ваша, и только ваша, жизнь, а следовательно и ваш выбор, ответственность за который несете только вы.

Шаг 2: определение склонностей

Постарайтесь для начала разобраться со своими интересами: чем вы хотели бы заниматься? Какие предметы из школьной программы вам нравятся? Чем вы любите заниматься в свободное время? Легко ли вам даются контакты с людьми, особенно посторонними? Многое зависит от склонности к выполнению того или иного вида деятельности. Определить ее поможет дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.  Климова, используемый психологами в качестве стандартного инструмента профориентации. Наверняка он есть каждого школьного психолога.

Шаг 3: исследование

Прежде всего, консультанты по профориентации советуют трезво оценить себя: чего я хочу от себя и своей работы, кем я вижу себя через пять лет. Полезно как можно больше узнать о своей будущей специальности, используя все доступные источники. Напроситесь на экскурсию на предприятие, где вы своими глазами увидите, чем занимаются представители той или иной профессии. Хотите быть моряком? Уговорите родителей поехать в речной круиз, чтобы ближе познакомиться с судовыми буднями (в том числе и с их отрицательными сторонами, вроде морской болезни). Желаете стать программистом? Попробуйте не только играть в компьютерные игры, но и написать хотя бы простенькую программу. Еще лучше записаться в соответствующий кружок или поступить на подготовительное отделение профильного вуза. Но самый лучший способ получить интересующие вас сведения — устроиться на лето самым-самым младшим сотрудником туда, где работают профессионалы интересующей вас сферы. Например, мечтая о карьере журналиста, очень желательно устроиться в газету хотя бы курьером.

Шаг 4: оцените ситуацию на рынке труда

Простейший путь — взять несколько изданий с объявлениями о вакансиях, пройтись по Интернет-сайтам о трудоустройстве, чтобы выяснить, какие специалисты требуются. Имеет смысл также воспользоваться прогнозами, которые составляют журналы и кадровые агентства. Сопоставив эти данные, определите, учеба в каком вузе и на каком факультете сулит наилучшие перспективы. Конечно, будем учитывать и то, что потребности рынка могут меняться. Но, скорее всего, спрос на специальности, которые востребованы сегодня, сохранится и тогда, когда вы окончите обучение.

Шаг 5: обратитесь за помощью к специалистам

Если сомнения одолевают вас, обратитесь за помощью к специалистам — это может быть либо школьный психолог, либо специалист психологической консультации. Чаще профконсультированием для старшеклассников занимаются именно школьные психологи. Кроме того, проверить себя на соответствие той или иной профессии можно и самостоятельно при помощи тестов, содержащихся в специальной литературе по психологии и профориентации, на соответствующих сайтах в сети Интернет. Как правило, тесты эти более «популярные», нежели «научные», и вряд ли их результатам стоит безоговорочно доверять. Однако общее направление, в котором стоит двигаться дальше, такое тестирование подскажет. Не стоит злоупотреблять их доступностью, ведь это почти то же самое, что принимать лекарства без назначения врача и интерпретацию результатов лучше доверить психологу или консультанту.

Как правило, при определении соответствия той или иной профессии специалисты используют профессиограмму. — составленный психологами набор способностей, проранжированных по степени важности, которыми должен обладать человек для занятия определенной профессией. И для того, чтобы выяснить, подходит ли кандидат к определенной профессии, сможет ли он занять определенную должность, соотносят персонограмму (набор способностей, проранжированных по степени развития у человека) с профессиограммой. Если персонограмма хотя бы на 50% соответствует профессиограмме избранной специальности, это удовлетворительный результат, на 60% — хороший, на 70% — отлично. Результат 80% и более встречается крайне редко, но именно в таком случае человек может стать незаменимым сотрудником.

Шаг 6: окончательный отбор

Собрав информацию, составьте список основных ваших фаворитов из 5-10 позиций. Затем примените испытанный способ — лист бумаги с двумя колонками, где расставьте все «за» и «против» выбора той или иной специальности. Не жалейте на это времени. Проведите дополнительное, более детальное исследование и сделайте окончательный выбор. Это нелегко. Но эпоха Возрождения, когда жили люди-универсалы, как, например, Леонардо да Винчи, увы, прошла. И настала эра узких специалистов, досконально знающих свое дело.

Шаг 7: выдержим ли конкурс?

Ну вот, вам вроде бы ясно, кем быть и куда поступать. Но если вы не совсем уверены в своих силах, стоит обратить внимание и на конкурс на выбранную специальность. Получить подробную информацию по конкурсам в прошлом году можно в соответствующих справочниках или позвонив непосредственно в соответствующее заведение.

Кстати, отметим, что в 2003 году в столице популярностью у абитуриентов (конкурс превышал пять человек) пользовались следующие специальности среднего специального образования дневной формы обучения: бухгалтерский учет, анализ и контроль, программное обеспечение информационных технологий, банковское дело, архитектура, коммерческая деятельность, автомобилестроение, парикмахерское искусство и декоративная косметика, правоведение, дизайн, сети телекоммуникаций, системы радиосвязи, радиовещания и телевидения, почтовая связь… Значительно проще (менее 1,5 человек на место) было поступить на такие специальности, как технология машиностроения, водообеспечение и охрана водных ресурсов, городской электрический транспорт, технология швейного производства, музыкальное образование, сестринское дело…

И даже если при расстановке приоритетов и скрупулезном подсчете всех плюсов и минусов, вы чувствуете, что не лежит душа к «подходящей» работе, помните, что выбирать надо не только рассудком, но и сердцем — оно не обманет. А главное, никогда не позволяйте обстоятельствам определять вашу судьбу.

свернуть

Что нужно знать при выборе учебного заведении

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.
развернуть

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Адрес учебного заведения и его полное название?
свернуть