Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования ”Средняя школа № 43 г. Витебска им. М.Ф.Шмырева“
Карточная игра – явное обнаружение умственного банкротства. Не будучи в состоянии обмениваться мыслями, люди перебрасываются картами…
Артур Шопенгауэр
Азартная игра или «игра случая» (от французского jeu de hasard) – это заведомо рискованное предприятие, выигрыш в котором зависит, прежде всего, от случайных совпадений, а не от искусства игрока. К азартным относятся карточные игры, кости, рулетка, игровые автоматы, заключение пари на события с сомнительным или непредсказуемым исходом (ставки на скачках, спортивных матчах, поединках) и пр. При этом главным намерением в азартной игре является получение прибыли или материальных ценностей (выигрыша), намного превышающих сделанную игроком ставку – «за просто так», а главным эмоциональным событием для игрока становится процесс «предвыигрышного» переживания: предвкушения, вожделения выигрыша. Сегодня к азартным играм причисляются и многие компьютерные игры, выигрышем в которых становится эмоциональное удовлетворение, достижение виртуального успеха.
Гэмблинг – это опасно!
Гэмблинг – патологическая склонность к азартным играм – обычно развивается в молодом – юношеском или раннем подростковом возрасте и имеет хронически прогрессирующее течение, в котором периоды воздержания от игр чередуются с рецидивами – непреодолимой тягой к игре. В настоящее время склонность к азартным играм больше распространена среди мужчин, однако распространенность гэмблинга среди представительниц противоположного пола сегодня явно на подъеме.
Склонность к игромании чаще имеют люди ведомые, неуверенные в себе, склонные к подражающему поведению, а также люди с авантюрным складом личности. Чем раньше начинается участие в азартных играх, тем более тяжелой становится зависимость от них, а последствия этой зависимости максимально неблагоприятны. Подростки легче (по сравнению со взрослыми) втягиваются в азартные игры, и у них чаще возникают связанные с ними проблемы. На первом месте у подростков, да и у многих взрослых людей, стоит компьютерная зависимость.
Как развивается зависимость от азартных игр?
Поворотным моментом в формировании игровой зависимости могут быть какие-либо отрицательные события в личной и профессиональной жизни: расставание, разочарование в отношениях, потеря работы и жизненных ориентиров, профессиональный и личностный кризис. Во время игры все проблемы теряют свою остроту или вообще забываются, а на первый план выходит жажда игровых достижений. Именно потребность утешить себя, доказать свою значимость и обрести почву под ногами толкают человека в объятия азартных игр: в стремлении к самоутверждению игрок забывает обо всем и пребывает в заблуждении, что, не потратив ничего, он может получить очень много.
Втягивание в игру происходит быстро, порой за считанные недели. Стоит этим людям начать выигрывать, как им кажется, что удача будет сопутствовать им постоянно. На процесс игры они начинают тратить всё больше сил и хотели бы за это получить награду в виде денежного приза, но проигрыш гарантирован, а выигрыш вероятен. Проигрыш рождает чувство вины и досады, злости и попытку во что бы то ни стало добиться желаемого успеха, а, следовательно, разжигает азарт.
Долгое время патологические игроки убеждают себя в том, что ничего страшного не происходит, что они в любой момент прекратят играть, только ещё чуть-чуть поиграют и остановятся. Многие говорят: "Вот отыграю своё и больше никогда к игре не вернусь". Постепенно желание повторять своё участие в игре становится настолько непреодолимым, что это приводит лишь к утяжелению зависимости, разорению, распаду семьи и к их личностной деградации. Стремление любой ценой раздобыть средства для игры заставляет патологических игроков идти на преступление и нередко, не выдержав своего падения, эти люди кончают жизнь самоубийством.
Как распознать игровую зависимость?
Признаки игровой зависимости.
Падение в бездну игромании.
Динамика игровой зависимости проявляется в нескончаемых попытках во что бы то ни стало отыграть проигранное. При этом, во время игры игрок попадает в состояние радостного возбуждения и пытается находить отговорки и «логичные» объяснения для своего бесконтрольного игрового процесса. У игрока может развиться суеверное и магическое мышление. Постепенно он все дальше уходит в мир собственных фантазий о величии и успехе. Происходит отчуждение человека от его привычного круга общения, он все глубже начинает погружаться в одиночество, отвергая рациональный мир. Вместе с этим постепенно начинает изменяться и образ мышления: игра становится главным жизненным занятием, что приводит к физическому, духовному и социальному упадку и разрушению личности.
Это приводит к прогрессирующей социальной изоляции человека. Появляются чувства вины и стыда, утаивается факт игры. Человек все дальше интегрируется в определенную среду азартного игрока с соответствующим образом жизни, который опирается, прежде всего, на уменьшение прочих потребностей. Это также может привести к совершению криминальных деяний с целью добычи денег для игры, к финансовому банкротству, потере поддержки семьи, угрозе прекращения профессиональной карьеры.
Важно! Азартный игрок отличается пониженной способностью контролировать собственные импульсы, то есть не может полноценно противостоять внутреннему стремлению к игре, так же, как и пациент с алкогольной зависимостью не в состоянии сопротивляться тяге к бутылке. Вопреки многочисленным отрицательным последствиям тяга к игре у пациента усиливается, невозможность играть вызывает напряжение, агрессию и усиливающееся стремление к игре.
Факторы риска игровой зависимости.
С медицинской точки зрения, возникновение игровой зависимости – это многофакторное явление, в котором наибольшее значение имеют:
Нередко в начале игрового пути стоит легкий и быстрый выигрыш, который новичку «позволяют» получить. Он и становится стартовым толчком для ухода в мир предвкушений и ожидания такого же везения в дальнейшем. Первоначальная прибыль укрепляет чувство собственной значимости и важности, подтверждает определенную собственную исключительность и повышает уверенность в успехе. Проигрыши огорчают игрока, но, в то же время, разжигают азарт с новой силой. 2. Отсутствие близких отношений, нестабильность семьи, избегание взрослой ответственности.
У людей, одержимых азартными играми, часто обнаруживается состояние «разрыва с домом», «отвержения» в семье, плохие отношения с родителями, негативный опыт обманутых ожиданий и разочарований. Это недолюбленные и необласканные дети с ущербной, деформированной эмоциональностью. Игрой они пытаются компенсировать эмоциональную депривацию. 3. Психологические дисфункции личности.
В частности, к игре может подтолкнуть нарушение психологического равновесия, которое проявляет себя, например, в постоянно присутствующем беспокойстве, высокой тревожности, чувстве неудовлетворенности теми возможностями, которые предлагает реальная жизнь.
Мотивацией к игре может стать бессознательная потребность справиться с тревогой, желание выйти из личностного кризиса, преодолеть давление отрицательных эмоций, а также стремление решить материальные проблемы, не затрачивая никаких усилий. Постепенно игрок попадает в замкнутый порочный круг, жертвами которого становятся все сферы его жизни.
Психологическая незрелость, неумение брать на себя взрослую ответственность, склонность к авантюрам, спонтанным, импульсивным поступкам, неспособность конструктивно переживать неудачи, зависимость от чужого мнения, неумение прогнозировать развитие событий и отсутствие жизненных целей – вот основные черты игроманов.
И помните: игровая зависимость – это, прежде всего, зависимость, и развивается она по тем же законам, что и наркомания или алкоголизм. Поэтому к помощи в преодолении игровой зависимости должны обязательно привлекаться профессионалы – врачи и психологи.
Лечение игровой зависимости
Лечение игромании не может быть скоротечным: оно должно быть комплексным и продолжительным. Необходимо проявить терпение и упорство для того, чтобы избавиться от этого тяжёлого недуга. Во многом освобождение от игровой зависимости связано не только с восстановлением психического здоровья патологического игрока, но и с переоценкой жизненных приоритетов и изменением образа жизни. К лечебному процессу должны подключиться не только специалисты (психиатры-психотерапевты, психологи), но и родственники пациента, его друзья.
Особенности лечения игромании.
Частью терапии, как правило, является договоренность о полном отказе от азартных игр. Простого сокращения объемов игры до умеренного состояния обычно недостаточно. Прежде всего, полный отказ от азартных игр помогает выявить первопричину, которая и вызвала появление зависимости от азартных игр. Существуют различные методы терапии, ориентированные как на глубокое проникновение в психологию пациента, так и на поведенческий анализ его состояния.
В любом случае, для выработки терапевтической программы очень важно точно определить роль, которую азартные игры имеют для пациента, обсудить причины изменения мышления и совместно с пациентом выработать программу для предотвращения повторения данной ситуации. Необходима работа над всеми затронутыми областями жизнедеятельности игрока (нарушение ценностного регулирования, нарушения в области чувств и переживаний, проблемы в межличностных отношениях и отношениях в коллективе). Нарушения в области межличностных отношений лучше всего обсуждать посредством групповой терапии.
Не менее важно в подобной ситуации решение проблем, связанных с денежными долгами пациента, которые не должны отрицаться и отбрасываться в сторону, а наоборот, необходимо совместно разработать программу возврата денежных задолженностей.
Лечение игромании в РБ проводится в следующих медицинских учреждениях:
А также в учреждениях психиатрии, наркологии и психотерапии областных центров Республики Беларусь.
Профилактика игровой зависимости.
В профилактике игромании есть два основных направления.
Социально-бытовой уровень.
Важнейшим аспектом профилактики игромании является усиление внутрисемейных связей, налаживание социальных контактов, гармонизация отношений в профессиональной и личной сфере. В частности, важно:
Человек, выросший в кругу любящей и поддерживающей семьи, имеет высокую устойчивость к формированию игровой зависимости.
Государственный уровень.
В недавнем прошлом главой государства был подписан указ, направленный на защиту населения Беларуси от игровой зависимости. Документом утверждены дополнительные условия защиты граждан от игромании путем введения механизма самоограничения граждан от участия в азартных играх, а также закрепления за организаторами азартных игр определенных обязательств по предотвращению гэмблинга.
В Беларуси растет число спортивных сооружений, открываются спортивные залы, хоккейные площадки и катки, многие из которых работают даже летом, наравне с парками развлечений и отдыха. В стране активно пропагандируется здоровый образ жизни, который привлекает все больше молодежи: велосипеды, скейтборды, роликовые коньки – основа активного отдыха – становятся неотъемлемой частью жизни молодых людей и целых семей. Все это – одно из важнейших направлений развития страны и общества, направленное на профилактику игровой зависимости и увлечения азартными играми.
Говоря о важности принятия на государственном уровне мер, направленных на профилактику игровой зависимости среди населения, эксперты подчеркивают, что в целях усиления контроля за игровой сферой сформирован своеобразный алгоритм действий для всех организаций, имеющих отношение к игорному бизнесу, его участникам и его последствиям. В частности:
Система введена в действие с 1 декабря 2013 года, деятельность организаторов азартных игр, не обеспечивших к указанному сроку подключение игрового оборудования к специальной компьютерной кассовой системе, запрещена.
При помощи этих тестов Вы можете определить, есть ли у Вас игровая зависимость.
ТЕСТ 1.
Если вы ответили утвердительно хотя бы на 4 из 10 вопросов, у вас есть игровая зависимость.
ТЕСТ 2.
Семь и более положительных ответов на эти вопросы говорят о сформировавшейся зависимости.
Если Вы обнаружили у себя или своих близких склонность к игромании, обратитесь за помощью к специалистам по лечению зависимостей: они помогут избавиться от навязчивого стремления играть, подскажут оптимальные способы решения Ваших проблем, найдут пути выхода из личностного кризиса, окажут психологическую и социальную поддержку.
ВЛИЯНИЕ АЗАРТНЫХ ИГР НА ДЕТЕЙ.
ПРИЗНАКИ УВЛЕЧЕНИЯ РЕБЕНКА ИГРОМАНИЕЙ.
На сегодняшний день азартные игры популярны во многих странах мира, не смотря даже на запреты по законодательству. Не стоит забывать о том, что такое увлечение достаточно сильно влияет на сознание, может вызывать привыкание и иногда даже приводит к отчаянным поступкам. Даже взрослый человек, поступки которого достаточно обдуманны, склонен к неадекватным действиям, что тогда можно говорить о детях?
К сожалению, на сегодняшний день многие дети подвержены игровой зависимости, а лечить ее не так просто, как кажется на первый взгляд. Наказание и ограничение в финансах тут бесполезны, порой дети, чтоб сделать очередную ставку, даже воруют. Ведь различные игровые автоматы доступны в Интернете, которые хоть и рассчитаны на взрослых, но в них могут играть и дети. К примеру, сегодня появляется В контакте реклама, которая говорит тычь сюда - можешь играть бесплатно. К сожалению, бесплатное увлечение нередко перерастает в нечто большее. Так какое влияние имеют азартные игры на детей?
Как понять, что ваш ребенок увлекся азартными играми?
Как влияет увлечение азартными играми на здоровье ребенка?
Как предотвратить детскую азартную зависимость?
В первую очередь научиться быть внимательными к своей дочке или сыну, ведь многие родители забывают о том, что помимо денег им необходима любовь. Просто больше времени проводите со своим ребенком, и тогда вы научитесь различать любые изменения в его поведении. Нередко игровой зависимостью заболевают дети, родители которых не уделяли им внимания или старались заменить свою любовь дорогими подарками.
Интересуйтесь увлечениями ребенка, помогайте и поддерживайте. Легко поддаются страсти азарта эмоциональные подростки, которые не умеют себя контролировать и являются достаточно мнительными. Не позволяйте ребенку уходить в себя, беседуйте с ним и поддерживайте его.
ВОЗДЕЙСТВИЕ АЗАРТНЫХ ИГР НА ЧЕЛОВЕКА
Азартная игра – распространенное, социально приемлемое и легальное занятие в большинстве культур мира. Это может быть игра со ставкой на что-нибудь ценное (обычно деньги) или на то, что произойдет событие, результат которого непредсказуем и обусловливается случайностью.
Различные типы азартных игр, обычно доступные, — это национальная лотерея, скретч-карты, азартные игры по Интернет, игры в казино, ставки во время спортивных соревнований, бинго, игральные автоматы и заключение пари в частном порядке.
Патология игры выражается в продолжительной, повторяющейся и зачастую также возрастающей тяге к азартным играм, которая наносит ущерб социальной жизни человека и приводит к таким последствиям, как долги, разрушение семейных связей и снижение интереса к профессиональному росту.
Причины возникновения игровой зависимости могут быть различными:
Основные признаки формирования зависимости от азартных игр:
Что делать при наличии игровой зависимости?
Сначала необходимо выяснить, действительно ли речь идет о пристрастии к азартным играм, которое уже дошло до стадии болезни. Для этого следует обратиться в специализированную консультацию.
Затем необходимо выбрать между амбулаторной или стационарной формами лечения. Если пациент все еще достаточно хорошо социально интегрирован и его заболевание еще не зашло слишком далеко, вполне достаточно регулярных посещений специализированных консультаций или амбулаторных сеансов психотерапии у психотерапевта, специализирующегося на подобных проблемах.
При более тяжелой и запущенной картине заболевания, когда предписывается стационарное наблюдение за пациентом, необходимо определиться с тем, какую клинику выбрать, психосоматическую специализированную клинику или наркологический центр. Если психосоциальные последствия еще обратимы или обострение зависимости от азартных игр произошло на фоне острых стрессовых ситуаций (развод, увольнение с работы), тогда следует обратиться в специализированную психосоматическую клинику.
При прогрессирующей динамике развития зависимости необходимо посещать специализированную клинику. Если дополнительно существует «вещественная» привязанность, алкоголизм или наркомания, тогда первоначально необходимо искоренить одну из зависимостей в психиатрической клинике.
Наиболее эффективна терапия игровой зависимости - по 12-шаговой программе.
Частью терапии, как правило, является договоренность о полном отказе от азартных игр. Простого сокращения объемов игры до умеренного состояния обычно недостаточно. Прежде всего, полный отказ от азартных игр помогает выявить первопричину, которая и вызвала появление зависимости от азартных игр. Существуют различные методы терапии, ориентированные как на глубокое проникновение в психологию пациента, так и на поведенческий анализ его состояния.
В любом случае, для выработки терапевтической программы очень важно точно определить роль, которую азартные игры имеют для пациента, обсудить причины изменения мышления и совместно с пациентом выработать программу для предотвращения повторения данной ситуации. Необходима работа над всеми затронутыми областями жизнедеятельности игрока (нарушение ценностного регулирования, нарушения в области чувств и переживаний, проблемы в межличностных отношениях и отношениях в коллективе). Нарушения в области межличностных отношений лучше всего обсуждать посредством групповой терапии.
Не менее важно в подобной ситуации решение проблем, связанных с денежными долгами пациента, которые не должны отрицаться и отбрасываться в сторону, а наоборот, необходимо совместно разработать программу возврата денежных задолженностей.
Памятка: Что делать, чтобы ребенок не стал зависим от компьютера?
Итак, цель лечения и психотерапии - помочь людям, страдающим игровой зависимостью, научиться быть свободным от игр и при этом радоваться жизни. Научиться справляться с тягой и избегать ловушек, расставленных болезнью. Найти новые жизненные смыслы и стремиться к ним.
ИГРОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Исследования подтверждают, что часть современной молодежи вместо того, чтобы активно включаться в социальные институты, организовывать семейные союзы и ориентироваться на созидательную деятельность, регулярно погружается в «виртуальную реальность». С точки зрения выявления факторов, угрожающих здоровью пользователя и способов защиты от нежелательных воздействий особую важность приобретает проведение исследований, позволяющих выявить влияние интернет-общения на здоровье пользователя, как в физическом, так и психическом отношении.
Интернет, вытесняя привычные инструменты общения, заменяет их новыми, что приводит к возникновению совершенно новых форм взаимодействия человека с внешним миром. Интернет общение не исключает, не подменяет и не отменяет традиционные виды общения, однако оно специфично по форме, имеет свои цели, приемы и средства. Несмотря на получение бесценного опыта межличностного общения с новыми людьми, поддержание интернет-общения с несколькими получателями приводит к поверхностным связям с коммуникаторами. Кроме этого негативными последствиями неограниченной доступности контактов являются информационные перегрузки и психоэмоциональное напряжение.
Симптомы начинающейся компьютерной зависимости: ни чем не объяснимая агрессия и утомление, довольно продолжительные и весьма скачущие изменение в настроении, сопровождающиеся то всплеском эмоций, то безучастным подавленным депрессивным состоянием, у этих людей ярко выражена враждебность, не принятие конструктивной критики и советов в свой адрес, враждебный настрой в отношении близких людей, семьи, социального окружения. У таких людей происходит смена привычного круга общения, появление сомнительных знакомств и контактов, отказ от хобби и дел, которые ранее вызывали огромный интерес и стремление. Новые интересы часто влекут за собой пропажу материальных ценностей из дома, в частности денег, возникновение посторонних вещей. Ребенок постепенно и незаметно для родителей погружается в долги, становится более изощренным, юрким способным запросто ввести в заблуждение, солгать для достижение своей цели, не взирая на чувства долга и моральных ценностей.
Опыт и наблюдения показывают, что попаданию человека в интернет-зависимость часто сопутствует явление депривации. Следует отметить, что под депривацией понимается процесс лишения индивида основных жизненных потребностей; недостаточное удовлетворение потребностей; бедность. В соц. энциклопедии под депривацией называют состояние, при котором люди испытывают недостаток того, в чем они нуждаются. Таким образом, депривация представлена как ограничение, лишение человека чего-либо, возникающее в таких жизненных ситуациях, когда затрудняется удовлетворение некоторых его потребностей в достаточной мере или в течение длительного времени.
Печален тот факт, что у людей, длительно и регулярное время находящихся под воздействием виртуального мира компьютерных игр и испытывающих к ним патологическое влечение, развивается психосоциальная депривация, которая может привести к приступам панического страха, общей депрессии и даже к суицидальным попыткам. Исследования показывают, что «игровая зависимость является основанием для деструктивного развития личности, что выражается в отдалении человека от близких, потере интереса к живому общению и реальности»
Главным фактором благодаря которому возникает интернет зависимость у подростков, включая игровую, является нехватка живого общения с реальными людьми, близкими, семьей. Первоначально интернет захватывает своей новизной и неограниченными возможностями в получении различной информации интересующий ребенка и благодаря этому человек не нуждается в живом общении и постепенно понимает, что прекрасно справляется и без чьей либо помощи. Старший школьный возраст сопровождается ускоренным психосоциальным развитием, формируются ценности, происходит активная социализация в общество. В свою очередь, подросток, имеющий интернет зависимость, ограничивается лишь «общением» с компьютером, а все кроме этого отходит на второй план.
В настоящее время наблюдается такая тенденция, что молодежь все чаще пренебрегает реальным общением и все больше отдает свое предпочтение компьютеру, компьютерным играм. Интернет стремительно привязывает молодежь к виртуальной реальности, отдаляя ее тем самым от друзей, от приятного общения с ними. Благодаря этому у подростков наблюдается недостаток опыта и навыков в общении с людьми. Человек, как правило, не уверен в себе и не способен на принятие волевых и важных решений, без которых невозможно полноценно существовать в обществе. Также интересен тот факт, что коэффициент умственного развития у таких подростов находится на достаточно высоком уровне, что является еще печальнее. Исходя из выше сказанного можно с уверенностью утверждать, что подростковый или дошкольный возраст из-за психологических особенностей взросления и становления личности является наиболее уязвимым, именно в этот период дети являются более подвержены интернет-зависимости.
Компьютерные игры делятся на неролевые и ролевые. Такая классификация является очень важной, ввиду того что психологическая зависимость имеет существенные различия и механизмы отличаются между собой.
Ролевые компьютерные игры которые мы рассматриваем с точки зрения психологии, в них подросток полностью вживается в образ своего героя, виртуальный мир в котором он находится требует от него полного перевоплощения. Мы акцентируем внимание именно на ролевых компьютерных играх из множества других не просто, ведь именно в них человек полностью погружается и перевоплощается в компьютерного персонажа. В процессе игры подросток «сливается» с компьютером, становится с ним единым целым. В некоторых случаях происходит потеря личных качеств и полное превращение в образ с присущими ему особенностями, это ведет к потери своей индивидуальности.
К неролевым играм относят всевозможные азартные игры, головоломки. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме компьютерной игровой Интернет-зависимости у обучающихся, проведения целого ряда исследований, можно сделать выводы: учащиеся, а особенно – студенты, подвержены игровой компьютерной зависимости, т. к. наблюдаются все признаки данного явления: компьютеризированные устройства постоянно находятся в руках, наблюдаются попытки воспользоваться устройствами во время занятий, во время перемен половина группы «отдыхает» в виртуальности, продолжая играть не выходя из лаборатории. Особенным ″шиком″ считается играть в сетевые игры через Интернет.
Пути решения проблемы:
2.Организовать информационно-просветительную работу с обучающимися, родителями по вопросам угроз и последствий компьютерной игровой зависимости и путям ее профилактики и преодоления.