Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию администрации Первомайского района г.Витебска
Государственное учреждение образования ”Средняя школа № 43 г. Витебска им. М.Ф.Шмырева“
Словосочетание «торговля людьми» стало актуальным на территории стран Восточной Европы и бывшего СССР в последней четверти ХХ в. Экономический, политический, социальный и культурный кризис, переживаемый молодыми суверенными государствами, усилил миграционную активность населения и активизировал деятельность организованных криминальных групп, занимающихся торговлей людьми. В этот же период международная проблема торговли людьми привлекла внимание международной общественности. Ведущая роль в этом принадлежала и принадлежит неправительственным организациям, а также некоторым международным организациям, которые, проявляя политическую волю, взяли на себя обязательства по выработке эффективных механизмов противодействия такому феномену современного общества, как торговля людьми.
Торговля людьми запрещена международным сообществом как вопиющее нарушение прав человека. Однако, несмотря на развитие международных и национальных законодательных норм, призванных разработать эффективные меры противодействия данному явлению, организованная преступная деятельность продолжает развиваться. По статистике ООН, торговля людьми стоит на третьем месте в мире по доходности после торговли оружием и наркотиками. Согласно данным Интерпола, торговля людьми приносит организованной преступности ежегодный доход в 19 млрд. долларов США. При этом траффик является преступлением с низкой степенью риска по сравнению с торговлей наркотиками и оружием. По оценкам европейских специалистов, на земном шаре жертвами торговли людьми становятся около 2-3 млн. человек ежегодно. Транснациональный характер этих преступлений означает, что страны происхождения, транзита и назначения должны работать в партнерстве, чтобы предотвращать торговлю людьми, защищать её жертвы и преследовать тех, кто несет за нее ответственность.
По определению Международной Организации по Миграции, признаками торговли людьми являются ситуации, когда:
- иммигранта нанимают на работу незаконным способом, похищают, продают и/или перевозят по территории государства или за его пределы;
- посредники (торговцы) на различных этапах этого процесса получают экономическую или другую выгоду путем применения обмана, насилия и/или любой формы эксплуатации в условиях, когда нарушаются фундаментальные права человека.
Торговля людьми питает организованную преступность. Прибыли от торговли людьми питают энергией другие виды криминальной активности. Там, где процветает организованная преступность, происходит ослабевание государства и принципа господства права.
Сравнительно большой перечень преступлений, связанных с торговлей людьми, содержится в Уголовном кодексе Республики Беларусь. Они размещены в главе 22 «Преступления против личной свободы, чести и достоинства», и к их числу относятся:
- «Торговля людьми» (ст. 181),
- «Похищение человека» (ст. 182),
- «Принуждение» (ст. 185),
- «Вербовка людей для эксплуатации» (ст. 187).
Помимо этого действуют:
- Указ Президента от 8 августа 2005 г. № 352 "О предотвращении последствий торговли людьми",
- постановления Совета Министров: "О присоединении к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами", "Аб зацвярджэннi Пагаднення аб супрацоўнiцтве дзяржаў - удзельнiц Садружнасцi Незалежных Дзяржаў у барацьбе з гандлем людзьмi, органамi i тканкамi чалавека",
- законы: "О присоединении Республики Беларусь к Факультативному протоколу к Конвенции о правах ребенка, касающемуся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии", "О ратификации Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности»,
- постановление Министерства здравоохранения "Об утверждении перечня видов бесплатных медицинских услуг, оказываемых жертвам торговли людьми".
Также вопросы противодействия торговле людьми оговариваются в законе «О внешней трудовой миграции», Кодексе об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальном кодексе.
Признаки, которые указывают на то, что вас хотят обмануть:
Вам сулят заоблачные заработки за неквалифицированный труд.
Отсутствует процедура и не оговорены все условия заключения контракта (зарплата, условия работы, срок, ответственность сторон). Вам могут «клятвенно» обещать уладить все формальности с заключением трудового договора непосредственно на месте - в стране назначения.
Предлагается «билет в один конец».
Фирма, с которой вы собираетесь сотрудничать, располагается в «подвале» или на съемной квартире.
Координаты и контактные телефоны фирмы отсутствуют в официальных источниках информации, равно как нет ее в списке субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на соответствующий вид деятельности.
Заверения, что «интим» предлагается «исключительно по собственному желанию».
Психологический «пресс» со ссылками на то, что «возможность совершенно уникальная», «группа уже сформирована и осталось только одно место, которое готовы занять уже человек …надцать, если вы будете хлопать ушами» - а значит надо «все делать быстренько и ехать скоренько».
Что делать, если вы почувствовали недоверие к будущему работодателю?
Проверьте у работодателя наличие лицензии на соответствующий вид деятельности. Не постесняйтесь внимательно изучить документ.
Ознакомьтесь со всеми условиями заключения трудового договора (контракта).
В обязательном порядке проконсультируйтесь в территориальном подразделении Департамента по гражданству и миграции (по месту жительства) по всему спектру обязательных условий, гарантирующих безопасность выезда для работы за границу, включая легальность деятельности выбранной Вами фирмы (наличие лицензии).
Не верьте отзывам «очевидцев» о том, как было «хорошо и здорово» там, куда вас направляют – эти люди уже могут быть материально заинтересованы в вашей дезинформации.