Родительский университет

Тематика консультаций на 1 полугодие 2022/2023 учебного года

Класс

Тема консультации

Сроки проведения

1

1

Психологические особенности младших школьников

Сентябрь

2

Развитие памяти и внимания младших школьников

Ноябрь

3

Мотивы учения младших школьников

Декабрь

1

2

Воспитание вежливости

Сентябрь

2

Профилактика жестокого обращения с детьми

Октябрь

3

Как на самом деле любить своих детей?

Ноябрь

4

Микроклимат в семье и воспитание ребёнка. Конфликтные ситуации в детско-родительских отношениях

Декабрь

1

3

Психологические причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

Октябрь

2

Как выявить и развить способности детей?

Декабрь

1

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку?

Сентябрь

2

Как помочь ребенку правильно распределить свое время?

Октябрь

3

Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем

Ноябрь

1

5

Мой ребенок становится подростком

Сентябрь

2

Психологические особенности младших подростков

Октябрь

3

Ребенок в коллективе сверстников

Ноябрь

4

Межличностное общение подростков.

Декабрь

1

6

Роль отца и матери в воспитании ребенка

Октябрь

2

Как научить учиться с удовольствием?

Ноябрь

3

Школьные конфликты

Декабрь

1

7

Ваш любимый неидеальный ребенок

Сентябрь

2

Подростковый возраст: проблемы полового созревания

Октябрь

3

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте

Ноябрь

1

8

Как научиться понимать и принимать подростка?

Октябрь

2

О родительском авторитете

Ноябрь

3

Конфликты с подростком: как вести себя в конфликтных ситуациях?

Декабрь

1

9

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

Сентябрь

2

Как помочь подростку в выборе профессии?

Ноябрь

3

Как научить детей распоряжаться деньгами?

Декабрь

1

10

Психофизиологические особенности десятиклассников

Сентябрь

2

Самовоспитание старшеклассников как условие нравственного воспитания

Октябрь

3

Личное ли это дело – личное счастье?

Ноябрь

4

Формирование семейно-брачных ценностей старшеклассников

Декабрь

1

11

Трудности личностного роста и их влияние на обучение

Октябрь

2

Научная организация учебного труда старшеклассников

Декабрь

свернуть

Тематика консультаций на II полугодие 2022/2023 учебного года

Класс

Тема консультации

Сроки проведения

1

Отношения в семье как основа взаимопонимания

Февраль

Поощрение и наказание детей в семье

Апрель

Леворукий ребенок в школе

Май

2

Роль отца в воспитании ребенка

Январь

Роль семьи в воспитании духовно-нравственных ценностей ребенка

Февраль

Семейные традиции ценности в воспитании детей

Март

Учение с увлечением

Апрель

3

Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста

Январь

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребёнок глазами родителей.

Февраль

Как помочь ребенку стать внимательнее?

Март

Как привить ребенку любовь к чтению?

Апрель

Конфликтные ситуации между родителем и ребенком: как услышать ребенка?

Май

4

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка.

Январь

Интеллектуальное развитие ребенка

Февраль

Значение памяти и внимания в интеллектуальном развитии детей.

Март

Организация свободного времени детей в период летних каникул

Апрель

5

Отношения в семье.

Январь

Компьютерные игры: польза или вред?

Февраль

Вопросы дисциплины

Март

Ответственность родителей за воспитание детей

Апрель

6

Трудности переходного возраста

Январь

Как предупредить употребление подростками психоактивных веществ?

Февраль

Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

Март

Трудовое воспитание в семье

Апрель

7

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов Любовь и дружба в подростковом возрасте.

Январь

Как помочь ребенку стать взрослым?

Февраль

Подростки в социальных сетях: безопасное поведение

Март

Особенности взаимоотношений между братьями и сестрами в семье

Апрель

Предотвращение отчужденности между родителями и детьми

Май

8

Подросток в социальных сетях: что делать?

Февраль

Как научить подростка быть ответственным за свои поступки?

Март

Домашняя работа: удовольствие или наказание?

Апрель

Отношения между мальчиками и девочками: проблемы полового воспитания.

Май

9

Свободное время и его значение в формировании личности подростка.

Январь

Интернет-зависимость: пути преодоления

Март

Организация свободного времени детей в период летних каникул.

Апрель

10

Воспитание нравственного идеала, духовного мира старшеклассников

Январь

Кем быть и каким быть?

Февраль

Кем быть и каким быть?

Март

Особенности здоровья и физического развития старшеклассника

Апрель

Режим учебного и физического труда, личная гигиена

Май

11

Роль театра, кино и телевидения в формировании эстетических идеалов у старшеклассников

Январь

Закон и ответственность несовершеннолетних

Февраль

 Формирование здорового образа жизни

Март

Физическое совершенство, готовность старшеклассников к труду, военной службе

Апрель

Самореализация личности

Май

 

свернуть

План работы родительского университета для законных представителей учащихся на 2022/2023 учебный год

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 
I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» 
для родителей учащихся I-IV классов

Темы занятий

Дата

проведения

Форма проведения

Ответственные

1

1  класс

1.1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе

24.09.2022

семинар-практикум

педагог-психолог

 

1.2

Тема 2. Режим дня школьника. Соблюдение санитарно-гигиенических норм. Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у первоклассника

12.11.2022

беседа

медицинский работник

1.3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка.

Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка. Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться

14.01.2023

круглый стол

классный руководитель

1.4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника.

Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка

15.04.2023

семинар-практикум

педагог-психолог

 

2

2 класс

2.1

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Соблюдение режима дня – важное условие успешной учёбы ребенка. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда ребенка

15.10.2022

беседа

классный руководитель

2.2

Тема 2. Главные правила здорового образа жизни.

Здоровье школьника и его успехи в учёбе. Формирование здорового образа жизни учащихся младших классов. Основные правила здорового образа жизни: рациональное питание, двигательная активность, положительные эмоции. Роль семьи в физическом воспитании детей. Кодекс семейного здоровья

24.12.2022

семинар-практикум

классный руководитель, медицинский работник

2.3

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка.

Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.

Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка

25.02.2023

лекция

педагог-психолог, педагог социальный

2.4

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье.

Воспитание в труде. Роль семьи в развитии работоспособности ученика. Как научить современного ребенка трудиться

06.05.2023

круглый стол

классный руководитель

3

3 класс

3.1

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка.

Отметка и оценка знаний учащихся. Критерии оценки. Влияние оценки на самооценку учащихся. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

10.09.2022

беседа

классный руководитель

3.2

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников.

Специфика развития восприятия, внимания, памяти, мышления у младших школьников. Особенности межличностного общения. Самооценка младших школьников

24.12.2022

семинар-практикум

педагог-психолог

3.3

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок.

Формирование умений и навыков здорового образа жизни. Спорт в жизни родителей и детей. Основные правила здорового образа жизни

21.01.2023

беседа

педагог социальный, медицинский работник

3.4

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника.

Сущность семейного общения. Семья как система межличностных взаимодействий. Общение как процесс взаимовлияния. Особенности семейного общения. Куль-тура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

29.04.2023

 

семинар-практикум

педагог-психолог, педагог социальный

4

4 класс

4.1

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов.

Познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов. Формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти. Личностные особенности младших школьников

18.09.2022

лекция

педагог-психолог

4.2

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей.

Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся. Формирование правил поведения и хороших манер. Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие

03.12.2022

круглый стол

классный руководитель, педагог социальный

4.3

Тема 3. Ребенок и компьютер.

Компьютер дома: польза или вред? Компьютерные игры.

Влияние компьютера на организм и личность ребенка. Плюсы и минусы использования компьютера школь-ником. Как правильно организовать работу школьника за компьютером. Сохранение здоровья ребенка при работе за компьютером

04.02.2023

Круглый стол

педагог-психолог, классный руководитель

4.4

Тема 4. Книги в жизни школьника. Отношение ребенка к учебной и художественной литературе. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

06.05.2023

Круглый стол

классный руководитель

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
II ступень – «Мой ребенок – подросток»
для родителей учащихся V-IX классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Дата проведения

Форма проведения

Ответственные

1

5 класс

1.1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе.

Формирование нового учебного коллектива 5 класса. Адаптация ребенка в новой среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе

20.09.2022

семинар-практикум

классный руководитель

1.2

Тема 2. Ребенок среди сверстников

Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника. Потребности ребенка в признании и самореализации. Проблемы лидер-ства. Развитие способности к сотрудничеству как предпосылка успешности в жизни. Как помочь ребенку в налаживании отношений со сверстниками

19.11.2022

беседа

классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный

1.3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.

Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста

04.02.2023

лекция

педагог социальный, педагог-психолог

1.4

Тема 4. Меры наказания и поощрения в современной семье.

Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками. Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета

13.05.2023

дискуссия

классный руководитель,

педагог социальный

2

6 класс

2.1

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи.

Ребенок и удовлетворение его потребностей в семье. Психолого-педагогические факторы развития и воспитания ребенка в семье. Типы семейного воспитания и их характеристика. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

Проблемы нравственного воспитания детей в семье. Нравственные традиции и обычаи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

07.09.2022

лекция

педагог-психолог, педагог социальный,

2.2

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков.

Отклоняющееся поведение подростков. Формы аддиктивного (зависимого) поведения подростков (курение, алкоголизм, наркомания и др.). Причины зависимого поведения. Профилактика зависимостей в подростковой среде. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

10.12.2022

семинар-практикум

педагог-психолог

2.3

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет.

Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

18.03.2023

Круглый стол

педагог-психолог

2.4

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков.

Правила безопасного поведения летом. Опасности свободного времяпровождения подростков. Оказание первой медицинской помощи. Рекомендации родителям по обеспечению безопасности детей в летний период

20.05.2023

Семинар-практикум

педагог социальный

3

7 класс

3.1

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников.

Возрастные особенности 13-14-летних подростков. Специфика развития внимания, памяти, мышления. Половое созревание. Здоровье школьника и его успехи в учёбе

17.09.2022

лекция

педагог-психолог

3.2

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков.

Противоправное поведение несовершеннолетних. Факторы и причины правонарушений. Подростки «группы риска»

16.11.2022

беседа

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

3.3

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

Жизнь семьи с ребенком-подростком: борьба принципов или поиски компромиссов. Психологический климат в семье.

Родительский авторитет. Как его приобрести и как не потерять. Правила взаимодействия с подростком Правила взаимодействия с подростком

11.02.2023

Семинар-практикум

педагог социальный, педагог-психолог

3.4

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков.

Отношение подростков к обучению. Потеря интереса к учебе у подростков – что делать и как избежать. Причины снижения учебной мотивации в подростковом возрасте. Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация на успех

08.04.2023

беседа

классный руководитель,

педагог-психолог

4

8 класс

4.1

Тема 1. Жизненные цели подростков.

Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение.

Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей.

08.10.2022

лекция

педагог-психолог

4.2

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия.

Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)

17.12.2022

Семинар-практикум

педагог-психолог,

педагог социальный, инспектор по делам несовершен-нолетних

4.3

Тема 3. Осторожно: суицид.

Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения

11.03.2023

беседа

педагог-психолог, педагог социальный

4.4

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях.

Понятие «конфликт». Супружеские ссоры и конфликты. Развод как психотравмирующий фактор. Последствия развода для супругов и детей.

Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Стратегии поведения в конфликте, способы преодоления и профилактика детско-родительских конфликтов.

Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

20.05.2023

беседа

педагог-психолог, социальный педагог,

классный руководитель

5

9 класс

5.1

Тема 1. Портрет современного подростка.

Индивидуальные особенности подростка и характерные возрастные черты. Ключевые переживания возраста. Личностные особенности и особенности общения. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

20.09.2022

лекция

педагог-психолог

5.2

Тема 2. Агрессия, её причины и последствия.

Формы агрессивного поведения подростков. Причины агрессивности и ее влияние на взаимодействие подростка с окружающими людьми.

Возможные способы преодоления агрессивности в поведении подростка. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка.

22.11.2022

беседа

педагог-психолог,

педагог социальный

5

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей. Формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни, ответственности за своё здоровье. Профилактика вредных привычек

18.01.2023

лекция

педагог-психолог

54

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию?

Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков. 

12.04.2023

Семинар-практикум

педагог-психолог

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»
для родителей учащихся X-XI классов

Название раздела, темы занятий, перечень изучаемых вопросов

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные

1

10 класс

1.1

Тема 1. Здоровье - это жизнь.

Факторы риска для здоровья современной молодежи. Проблема здорового питания. Увлечение диетами.

Гиподинамия – проблема современных молодых людей. Стресс и его влияние на здоровье. Вредные привычки.

Сохранение здоровья и правила здорового образа жизни. Режим дня

20.09.2022

Лекция

педагог социальный

1.2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка.

Особенности юношеской любви. Культура поведения влюбленных. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребёнку

26.11.2022

круглый стол

педагог-психолог

1.3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек.

Репродуктивное здоровье юношей и девушек. Факторы риска для репродуктивного здоровья. Условия сохранения репродуктивного здоровья.

Отношения между юношами и девушками, любовь и сексуальные отношения.

Рискованное поведение молодежи. Незапланированная беременность и аборт. Профилактика ЗППП.

Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья

18.02.2023

беседа

педагог социальный

1.4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе?

Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника. Пути преодоления застенчивости и неуверенности старшеклассника дома и в школе

18.04-22.04.2023

Круглый стол

классный руководитель, педагог-психолог

 

2

11 класс

2.1

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении?

Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников. Факторы, влияющие на выбор профессии. Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении старшеклассника. Приоритеты старшеклассников в выборе профессии. Профессиональные династии.

Помощь старшеклассникам в выборе будущей профессии

22.10.2022

семинар-практикум

педагог-психолог, классный руководитель

2.2

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Зависимое поведение, его причины, факторы риска. Формирование зависимости.

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника. Интернет-зависимость. Пути профилактики и преодоления: памятка для родителей

17.12.2022

беседа

педагог социальный

2.3

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни.

Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.

Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

04.03.2023

Круглый стол

педагог социальный, классный руководитель

 

2.4

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам?

Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период

27.05.2023

Мастер-класс

Педагог-психолог, классный руководитель

свернуть

Памятка

Положение о родительском университете

  1. Общие положения

1.1. «Родительский университет» является одной из форм работы с родителями (законными представителями) обучающихся. Это образовательный проект, направленный на формирование у родителей (законных представителей) обучающихся компетенций, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания, развития и образования детей.

1.2. «Родительский университет» создаётся и функционирует при государственном учреждении образования «Средняя школа № 43 г. Витебска им. М.Ф.Шмырева».

1.3. Работа «Родительского университета» строится в соответствии с данным Положением.

1.4. В работе «Родительского университета» на добровольной основе принимают участие родители (законные представители) обучающихся учреждения образования, педагогические работники и иные заинтересованные организации и ведомства.

  1. Цель и задачи «Родительского университета»

2.1. Целью Родительского университета является повышение психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в области воспитания и развития детей.

2.2. Для достижения и реализации цели предполагается решение следующих задач:

формирование у родителей (законных представителей) знаний о возрастных особенностях и потребностях детей и подростков;

расширение знаний родителей (законных представителей) о психологии семейных отношений;

повышение психолого-педагогической культуры родителей (законных представителей), вооружение их современными психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом, интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;

формирование у родителей (законных представителей) осознанного отношения к родительству;

овладение эффективными технологиями и методами воспитания детей в семье;

развитие способности к рефлексивному поведению в процессе общения с детьми;

актуализация навыков эффективной коммуникации для гармонизации детско-родительских отношений;

развитие взаимопонимания, сотрудничества семьи и учреждения образования.

  1. Организационная структура «Родительского университета»

3.1. Родительский университет состоит из системы лекториев, тематика заседаний которых посвящена центральным проблемам воспитания с учётом закономерностей развития ребёнка в разные возрастные периоды:

для родителей учащихся I-IV классов – «Мой ребёнок – младший школьник»;

для родителей учащихся V-IX   классов – «Мой ребёнок – подросток»;

для родителей учащихся X-XI классов – «Мой ребёнок – старшеклассник».

3.2. Содержание работы «Родительского университета» формируется на основании запросов родителей и актуальных проблем семейного воспитания, на дифференцированной основе.

3.3. В рамках «Родительского университета» могут использоваться следующие формы работы:

прямые:

лекции, беседы, круглые столы, теоретические семинары, семинары-практикумы, тренинговые занятия, деловые игры, ролевые игры, родительские конференции, индивидуальные беседы и консультации;

дистанционные:

вебинары, on-line-консультации, on-line- опросы по различной тематике, создание буклетов, листовок и др.

  1. Ожидаемые результаты

4.1. Активизация родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений, развитие социально-педагогического партнёрства семьи и учреждения образования;

4.2. Повышение уровня педагогической компетентности родителей (законных представителей), создание благоприятных условий для воспитания и развития детей в семье.

4.3. Формирование нового типа родителя (законного представителя) – социально ответственного человека, активно участвующего в воспитании ребёнка.

свернуть