Советы дефектолога

Что нужно знать родителям

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств для эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма. Использование стихов при выполнении пальчиковой гимнастики развивает восприятие и воспроизведение ритма, движения пальцев рук становятся более целенаправленными и скоординированными. Данная гимнастика стимулирует мозговую деятельность, улучшает работоспособность и облегчает работу по формированию речемыслительной деятельности. На сегодняшний день невозможно представить работу логопеда без применения коррекционно-развивающих методик.

На странице представлены материалы специалистов по теме "Мелкая моторика". Информация о пальчиковой гимнастике, моторной координации у детей, развитие мелкой моторики и многое другое.

Развитие мелкой моторики. Советы родителям

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление и даже влияем на формирование произвольности у детей. В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму. В подобных случаях родители могут оказать помощь своему ребенку и организовать дополнительную работу дома, направленную на развитие мелкой моторики рук.

Практически каждый родитель знает о необходимости развития мелкой моторики рук. Но, к сожалению, не все знают каким образом можно осуществить это развитие. И еще меньше представляют, как эту работу можно разнообразить. В настоящие время существует множество различных пособий, которые призваны помочь родителям. Можно брать их в работу. Так же можно организовать работу из «подручных» материалов, тех, которые нас окружают.

Стоит отметить, что нижеперечисленные виды занятий приемлемы как для дошкольников, так и для школьников. Будет меняться только сложность упражнений и величина предметов, с которыми осуществляются манипуляции.

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.

Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.

Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.

Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).
Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.

Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.

Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.

Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций. Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.

Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

 

 Распространенные ошибки родителей, пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнести следующие:

  1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
  3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
  4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

 Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку и родителю.

 Методические рекомендации по работе дома с детьми, имеющими нарушения речи

Прежде всего, стоит отметить, что полноценная коррекционная работа, направленная на устранение речевых нарушений у детей, не возможна без регулярной работы дома. Чем сильнее выражен речевой дефект у ребенка, тем больше внимания и времени стоит уделять работе вне логопедического кабинета. Стоит помнить, что коррекция речи – это сложный и длительный процесс, который отнимает у ребенка много сил и времени. Кроме того, дети, имеющие нарушения речи, часто более утомляемы, чем их нормативные сверстники. В связи с этим, занятия по коррекции речи, как в классе, так и дома, должны строиться особым образом. На что стоит обратить внимание при организации коррекционной работы дома?

Также, стоит помнить о том, что любая задача легче, если ее решение осуществляется на эмоциональном подъеме. Ребенок должен быть отдохнувшим, выспавшимся и в хорошем настроении. Не стоит заставлять ребенка заниматься, это может вызвать негативный настрой к логопедическим занятиям в целом.

Занятия должны осуществлять регулярно, ребенок должен осознавать, что эта работа необходима, но организация занятий не должна иметь принудительный характер и превращаться в дополнительные уроки.

Стоит обратить внимание на выбор места занятия. Это необязательно стандартная форма, когда родитель и ребенок садятся за стол и выполняют задания. Лучше выбрать место удобнее и психологически комфортнее для ребенка, например, можно разместиться на ковре (разумеется, если речь не идет о выполнении письменных заданий при коррекции письменной речи). Многие задания требуют полной сосредоточенности ребенка на определенном виде деятельности, поэтому, стоит ликвидировать все отвлекающие факторы и создать спокойную атмосферу. Некоторые виды работы можно осуществлять во время совместной прогулки. В основном это различные игры, направленные на развитие речи детей.

Занятия не должны быть продолжительными и утомлять ребенка. Если ребенок устал, лучше дробить задания и выполнять их в несколько подходов. Не стоит утомлять ребенка и заставлять доделывать задания, если он устал.

В работе необходимо использовать разные методы и формы работы. Занятия должны включать игровые виду деятельности, кроме того, следует чередовать виды работ. Например, если выполнялись задания по коррекции звуко-произносительной стороны речи, стоит их разнообразить игрой, направленной на обогащение словаря ребенка. Кроме того, не лишними будут задания на развитие внимания, памяти, мышления. Ведь как показывает опыт, у детей с речевыми нарушениями, часто вторично страдают и вышеперечисленные психические функции.

В работе обязательно должен присутствовать наглядный материал. Если используются иллюстрации, необходимо, чтобы они были цветными. Если же в тетради ребенка присутствуют черно-белые картинки, их следует раскрасить. Что в свою очередь будет способствовать развитию мелкой моторки и, как мы все понимаем, не будет лишним.

При работе над звукопроизносительными навыками следует помнить, что мало научить ребенка правильно выговаривать тот или иной звук. Много сил требуется для того, чтобы автоматизировать его, ввести в речь ребенка. Поэтому, родители должны регулярно напоминать ребенку, чтобы он правильно произносил звуки, которые уже знает. При искаженном произнесении пройденных звуков стоит акцентировать внимание ребенка на ошибке и попросить повторить его.

Одним из основных факторов успешной работы является похвала и поощрение. Родители должны указывать ребенку на его достижения. Кроме того, ребенка стоит хвалить не только за результат, но и за старание. Тем не менее, важно найти «золотую середину» и не перехваливать малыша. Ребенок должен понимать, что он должен постараться и хорошо позаниматься, чтобы получить одобрение со стороны родителей.

И, самое главное, ребенок должен чувствовать любовь родителей, веру в его силы и успехи.

 Консультация для учителей начальной школы и родителей

«Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы»

 - Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки... Просто смешно. Слова переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Все из-за невнимательности. И ругала уже, и наказывала... Учительница говорит - нарушение письма. Так говорит одна из родителей. Пока мальчику повезло в одном - учительница быстро разобралась и направила его к специалисту.

Так что же это такое - нарушение письма и чтения? Почему они происходят? Как проявляются? Как учителю вовремя помочь ребенку?

Дисграфия - это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Между ними в процессе письма устанавливается тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Структура этого процесса зависит от этапа овладения навыком, задач и характера письма. Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.

Процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе?

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.

Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной. 

Так источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: "Еле языком ворочает...", - их называют "мямлями". Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Мы коротко обговорили механизмы и причины возникновения дислексии и дисграфии для того, чтобы учитель имел необходимые представления об этих нарушениях.

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель - первый человек, который может забить тревогу.

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.

Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно - и необоснованному.

Каковы же ошибки, которые нас должны насторожить?

Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют и свои ошибки.

  1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д; п-т; Е-3; а-о; д-у и т.д.
  2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
  3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о - у, ё - ю; согласные р - л, и - ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
  4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.
  5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): "За зомом росла мамина" (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): "Дод небом лолубым" (Под небом голубым).
  6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме

мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

  1. Слитное написание предлогов, раздельное - приставок также является одним из

проявлений дисграфии.

 Еще раз следует напомнить, что если эти ошибки единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

Что может сделать учитель, обнаружив такие ошибки в тетради своего ученика, помимо того, что даст рекомендацию обратиться к логопеду?

Во-первых, при поступлении ребенка в первый класс на первом же родительском собрании я бы попросила родителей письменно ответить на некоторые вопросы. Причем сделать это желательно дома, хорошо обдумав свои ответы. Это поможет учителю лучше узнать ребенка, постараться предугадать, где ученик может "споткнуться".

Конечно, анкетирование должно проводиться только добровольно, поэтому учитель должен не просто раздать анкеты, а объяснить важность своей просьбы.

Как правило, родители в ответ на такое доверительное обращение делают шаг навстречу. Среди множества вопросов необходимо задать и те, которые помогут вам сразу для себя выделить детей с возможными будущими проблемами в овладении чтением и письмом. Вы можете спросить, когда ребенок начал говорить, как развивалась его речь, были ли проблемы, занимался ли он с логопедом, как заучивает стихи, разговорчив или молчалив, как и где учился читать, какая рука ведущая. Обязательно выясните, есть ли, по мнению родителей, какие-то психологические особенности у ребенка (застенчивость, вспыльчивость, обидчивость и т.п.).

Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

Ответы на вопросы, вы можете взять на заметку детей, у которых могут быть трудности.

Но здесь надо сразу оговориться - ни в коем случае не делайте ранних выводов. Бывает, что дети с речевыми нарушениями могут учиться хорошо, тогда как дети, казалось бы, не имеющие никаких предпосылок, дают яркие проявления дислексии и дисграфии. Короче говоря - недопустимо навешивание на ребенка "ярлыка". Наблюдать надо осторожно, не травмируя ученика. Итак, вы обнаружили специфические ошибки, родители обратились к специалисту, ребенок начал посещать занятия с логопедом и принес вам справку, где имеется заключение.

Что дальше?

Второе, что вы можете сделать после анкетирования родителей, - поддерживать постоянный контакт с логопедом и оказывать ему содействие в работе. К сожалению, на практике часто бывает так, что или логопед, или учитель проявляют ненужные амбиции, не стремятся к взаимодействию, сотрудничеству. Необходимо сразу для себя уяснить: главное - это интересы ребенка.

Чем же может помочь учитель?

На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех. Поэтому желательно, чтобы хотя бы на время учитель отказался от исправления в тетрадях красным цветом. Это, во-первых, "зашумляет" информацию, которая заключена в специфических ошибках, что мешает педагогу. Во-вторых, вы представляете, как выглядят тетради таких учеников? Это сплошной красный фон. Для ребенка, страдающего дисграфией, такая картина является дополнительным фактором стресса.

Существует методика, по которой ученик пишет карандашом, а учитель не исправляет ошибку, а на полях ставит пометку. Ученик имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. После этого он обязательно проводит работу над ошибками. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, положительный эффект достигнут.

Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации - больше читать и писать.

И выполняют их буквально. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктанты и диктанты, чтение больших текстов.

Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками нужно проводить так, как рекомендует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.

Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.

Вы можете посоветовать родителям или сами давать на уроке упражнение "корректурная проба". Оно принесет пользу любому ученику. Что это такое?

Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р - л, с-ш и т.д.

Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.

Родителям распечатать эту картинку

Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии - ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. Очень хорошо, если учитель вовремя заметит специфические ошибки у ребенка, а в дальнейшем будет работать в тесном контакте с логопедом.

Советы при работе над дифференциацией звуков

Разграничение произношения звуков при отсутствии замены звуков

  • Предварительно потренируйтесь произносить тот дефектный звук, который раньше был у ребенка.
  • Вы произносите слова так, как ребенок произносил их раньше (то есть, дефектно выговаривая поставленный звук), затем — правильно (иногда — наоборот). Ребенок «угадывает», когда вы произнесли слово правильно.
  • Ребенок должен произносить слова сначала правильно, затем — так, как произносил раньше (иногда — наоборот). Вы «угадываете», когда он произнес правильно, а когда — нет. Время от времени вы будете «допускать ошибки» (путать правильно и неправильно произнесенные слова), а ребенок должен эти ваши ошибки обнаруживать и исправлять.
  • Вы произносите слово так, как прежде произносил его ребенок. Он должен «исправить» ваше произношение — произнести слово правильно.
  • Вы произносите какое-нибудь слово правильно, а ребенок должен повторить его за вами так, как он произносил его раньше (дефектно), а затем «исправить» свое произношение.
  • Ребенок должен произнести слово сначала правильно, потом так, как он произносил его раньше (дефектно), затем — опять правильно.


Разграничение произношения звуков при замене звуков

Работа по разграничению звуков будет описываться на примере звуков [с] и [ш]. Предполагаемая ситуация: вместо звука [ш] ребенок произносил звук [с].

Предварительно познакомьте ребенка с соответствующими буквами. Можно использовать и другие символы: например, звук [с] (старое произношение) может обозначаться черным кружком, а звук [ш] (новое произношение) — красным. Процесс изучение звуков, ребёнком происходит лучше, если он посещает музыкальную школу.

Дифференциация звуков в изолированном положении.

Когда вы показываете ребенку буквы [с] или [ш] (или заменяющие их символы) — он должен произносить соответствующие звуки.

Дифференциация звуков в слогах.

Вы очень медленно произносите слоги, среди которых встречаются слоги со звуками [с] и [ш], [ра], [ши], [ло], [су], [рэ], [ша] и т. п. 

Когда ребенок слышит один из дифференцируемых звуков, он должен показывать вам картинку с соответствующей буквой и называть тот звук, который услышал.

Дифференциация звуков в словах.

  • Вы медленно произносите слова, где звуки [с] или [ш] стоят в начале слова (сад, сын, шуба, сон, шаг и т. п.), ребенок должен назвать тот звук, с которого начинается слово. Следите, чтобы не получалось чередования слов сначала с одним, потом с другим звуком, в этом случае ребенок перестанет обращать внимание на словесный материал, а начнет просто поднимать руку через слово.
  • Вы произносите простые слова, где звуки [с] или [ш] находятся в середине слова: каша, коса, усы, душа, уши, лиса и т. п. Задание для ребенка — такое же, как и в предыдущем случае.
  • Вы произносите простые слова, где звуки [с] и [ш] стоят в конце слова: лес, ковш, лис, мышь, душ, мыс и т. п. Задание такое же, как в предыдущих случаях.
    Обязательно следите за тем, чтобы среди слов не попадалось таких, в которых одновременно присутствуют оба дифференцируемых звука.
  • Ребенок должен придумывать слова, которые начинаются на звук [с] или [ш].
  • Вы называете пары слов, отличающихся друг от друга только одним звуком ([с] или [ш]), например: миска — мишка, коска — кошка, каска — кашка, мыс — мышь, и т. п. Назвав пару таких слов (например, коска — кошка), вы задаете ребенку вопросы, например: «Что может быть заплетено у девочки на голове?», «Кто говорит мяу?». Ребенок должен ответить на ваш вопрос, употребив правильное слово.
  • Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть сразу оба дифференцируемых звука: шоссе, суша, самшит, шест и т. п.
  • Ребенок должен повторять за вами слова, в которых есть оба дифференцируемых звука (как в предыдущем упражнении) и слова, в которых один и тот же звук встречается дважды (например: шашлык, соска, шашки и т. п.). В последнем случае ребенок часто заменяет повторяющийся звук на другой (например: шашлык — сашлык или шаслык, соска — сошка или шоска и т. п.).

Дифференциация звуков в предложениях.

Ребенок должен повторять за вами предложения, в которых в большом количестве, в том числе и в одном слове, встречаются дифференцируемые звуки: Саша шагает по шоссе. Кошка съела мышку. В саду растет самшит.

Дифференциация звуков по картинкам

  • Ребёнок должен разложить картинки, в названиях которых есть звуки звуки [c] [ш] на две кучки: в одну — со звуком [с], в другую — со звуком [ш].
  • Ребенок должен выбрать из кучки картинок те, в названии которых есть звук [с] (среди картинок должны быть и картинки, в названиях которых есть звук [ш]). Затем из этой же кучки нужно выбрать те картинки, в названии которых есть звук [ш].

Примерные слова для дифференциации звуков

Слова для дифференциации звуков [с — ш]:

Саша, шоссе, суша, сушка, шесть, шест, шерсть, шустрость, дюшес, фашист, шествие, костяшка, шелест, самшит, штангист, пустошь, ушастик, шанс, пастушка, машинист, шершень, шашлык, шашка, шишка, соска, сосиска, суслик, самса, свинопас, космос.

Слова для дифференциации звуков [з — ж]:

жезл, зажигалка, желтизна, жизнь, зажим, зажигание, железо, заживление, визажист, жижа, жужелица, ажиотаж, заноза, зазор, зазноба, зазнайка, зразы.

 Слова для дифференциации звуков [ц — с]:

цистерна, цитрус, царство, лестница, пустынница, гостиница, станция, специалист, солнце, станица, абсцесс, устрица, процесс, самец, цаца, муха цеце, концепция, Цицерон, царица, стансы, Стае, соска, иконостас.

Слова для дифференциации звуков [л — р]:

рулон, орлы, горло, лорнет, Лара, оверлок, Карл, Клара, сверло, каравелла, коралл, берлога, мармелад, карнавал, Фрол, флора, формула, ларчик, шарлатан, капрал, аврал, рапира, рессора, рокировка, Аврора, курорт, колокол, балалайка, металлолом, головоломка.
Слова для дифференциации звуков [л — и]:

лайка, лай, яблоко, Ялта, балалайка, оладьи, одеяло, юла, ёлка, слайд, слойка, далай-лама, Ямайка, яйцо, колокол, головоломка.

Слова для дифференциации звуков [л' — и]:

линейка, лейка, ель, лилия, улей, клей, шлейф, аллея, ясли, ваятель, Юля, кальян, Лия, ялик, литий, альянс, флейта, колея, Ямайка, яйцо, Лиля, ляля.

Слова для дифференциации звуков [р — и]:

рай, рой, Рая, яркость, ярмарка, ярмо, район, край, покрой, тройка, Ермак, мойра, сайра, юрта, фейерверк, Бейрут.

Слова для дифференциации звуков [р' - й]:

прерия, рейка, корейка, Юрий, гурия, ария, Мария, боярин, мэрия, Австрия, фурия, ремейк, Фридрих, рефрен, референт, передряга, секретарь, перекресток.

Слова для дифференциации звуков [р' — л']:

солярий, малярия, кавалерист, апрель, клирик, перелесок, пилигрим, гриль, прелесть, лирика, прель, прилив, лекарь, переплет, перепелка.

Слова для дифференциации звуков [т' — ч]:

учитель, птичка, течь, печать, мечеть, картечь, аптечка, чтение, четверть, птенчик, почтение, тенечек, тетя, тетива, тетерев, точечка, чучело, почемучка, черчение, чечетка.

Правила дифференциации звуков

  • Если у ребенка не было замены звуков (например, он произносил звук [ш] как неясный шипящий звук или звук [р] — одноударно), очень желательно разграничить его старое произношение от нового. Это позволит ребенку быстрее «отделался» от прежнего дефектного произношения.
  • Если ребенок никак не выговаривал каких-то звуков (пропускал их в речи), необходимость дифференциации этих звуков отпадает сама собой (разграничивать оказывается нечего).
  • Если ребенок заменял звук на какой-нибудь другой звук (например, [ш] произносил как [с], или [р] — как [л]), эти звуки обязательно нужно разграничить, чтобы предотвратить возникновение у ребенка нарушений чтения и письма.
  • Начинать дифференцировать звуки можно после того, как ребенок свободно произносит их в слогах вслед за вами по подражанию.  

Закрепление произношения и автоматизация звуков на примере звука [р]

Произношение звука необходимо закрепить в устной речи ребенка. Иначе в повседневной разговорной речи он по прежнему будет произносить свой старый дефектный звук.

Закрепление звука включает в себя следующие моменты:

  1. Звук необходимо автоматизировать, то есть довести произношение у ребенка до автоматизма. Это делается с помощью ежедневных речевых упражнений.
  2. После того как дефектный звук автоматизирован на занятиях, его необходимо вводить в повседневную речь ребенка.
  3. Звук необходимо дифференцировать, то есть разграничить его произношение от дефектного произношения, которое было у ребенка сначала. Такую работу важно проводить, когда звук заменялся на другой.

 Проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков можно параллельно.

 

Автоматизация звуков. Упражнения для автоматизации звуков

Автоматизация звуков будет описываться на примере звука [р].

Автоматизация звуков в открытых слогах (когда гласный звук идет после согласного, например: [ра]).

Ребенок вслед за вами должен произносить слоги: [ра], [ро], [ру],

[рэ], [ры].

Если вы автоматизируете мягкий звук [р'], то следующие за ним аналогичные гласные звуки должны обозначаться буквами: я, е, ю, е, и.

Автоматизация звуков в начале слова перед гласным звуком.

Ребенок должен произносить слова: рама, робот, рука, рынок и т. п.

Автоматизация звуков в закрытых слогах (когда согласный звук идет после гласного, например: [ар]).

Ребенок должен повторять за вами слоги: [ар]' [ур]' [ор]' [эр]' [ьтр]' [ир].

Автоматизация звуков в середине слова между гласными звуками.

Ребенок должен произносить слова: кора, ура, ворота, орудие, воры и т. п.

Если задание окажется для ребенка сложным, используйте следующий прием: пусть сначала ребенок повторяет открытый слог с автоматизируемым звуком, а затем слово с этим слогом (например: [ра] — кора, [ру] — орудие, [ры] — воры и т. п.).

Автоматизация звуков в конце слова.

Ребенок должен произносить слова: вор, пир, кефир, комар, мэр и т.п., данный приём влияет на развитие речи детей, автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов.

Если возникнут затруднения, пусть произносит сначала закрытый слог с автоматизируемым звуком, а потом — слово с этим слогом (например: [ор] — вор, [ир] — кефир, [эр] — мэр и т. п.).

Автоматизация звуков в слове после согласного перед гласным.

Ребенок должен произносить слова: правда, крыша, икра, утро, обруч и т. п.

Слова, в которых выделенное звукосочетание находится в начале слова, относятся к более простому варианту произнесения.

Автоматизация звуков в словах после гласного перед согласным.

Ребенок должен произносить слова: орда, урна, карман, торги,арфа и т.п.

Автоматизация звуков в предложениях.

Ребенок должен повторять вслед за вами предложения, в которых неоднократно встречается автоматизируемый звук. Например: У Иры на террасе красные розы. Укроп растет в огороде. Скоро вечер.

Автоматизация звуков в самостоятельной речи ребенка.

С этой целью можно использовать разнообразные приемы:

  • Ребенку можно предложить составить предложения по выбранным логопедом картинкам.
  • Логопат может пересказывать предложенный текст и при этом следить, чтобы всегда выговаривать звук [р].
  • Ребенок может рассказывать о интересных событиях, также постоянно контролируя свое произношение.
  • Он, следя за своим произношением, может комментировать свои действия (например, когда лепит или рисует).
  • Вы можете наговорить ребенку на диктофон слоги, слова и предложения, оставляя паузы между теми фрагментами, которые ре6енок должен повторять. Делать это лучше по следующему плану: сначала идет фрагмент устного речевого материала, затем — пауза, затем — этот же материал, затем — опять пауза. В течение первой паузы логопат повторяет услышанный доступный речевой материал, затем ребенок прослушивает его сначала и проверяет правильность своего произношения, во время второй паузы ребенку предоставляется возможность исправить свою ошибку.
  • Вы регулярно должны исправлять неправильное произношение логопата и напоминать ему, что необходимо следить за своей речью.
  • Произношение звука закрепляется сначала в более легких произносительных позициях, затем — в более сложных.
  • Слова для автоматизации звуков ребенок должен повторять вслед за вами или произносить по картинке (на которой изображен соответствующий предмет).
  • В словах не должно встречаться звуков, которые ребенок произносит неправильно. Исключение можно допустить только тогда, когда ребенок не выговаривает большое число звуков, и подобрать для него подходящие слова очень трудно. Это правило не относится к произношению предложений.
  • На первых порах, в словах не должно попадаться того звука, НЕ который раньше ребенок заменял поставленный звук (например если звук [р] произносился как [л], нельзя использовать слова, I которых оба эти звука присутствуют одновременно: рулон, коралл и т. п.).
  • В начале работы над каким-либо звуком в словах не должно ветречаться других звуков, относящихся к этой же группе. Например, если вы автоматизируете звук [р], в словах, которые вы используете, не должно быть других сонорных звуков ([л], [и], [р] и [л']). Это же правило относится к свистящим, шипящим и заднеязычным звукам.
  • Слова, которые вы используете, не обязательно должны быть знакомы ребенку, их значение вы можете объяснять ему по ходу занятия.
  • Как только ребенок начинает легко справляться с одним видом упражнений, сразу же переходите к другому — более сложному.
  • Для тренировки произношения полезно бегло вспоминать пройденный материал.

Правила автоматизации звуков

 Произношение звука закрепляется сначала в более легких произносительных позициях, затем — в более сложных.

  • Слова для автоматизации звуков ребенок должен повторять вслед за вами или произносить по картинке (на которой изображен соответствующий предмет).
  • В словах не должно встречаться звуков, которые ребенок произносит неправильно. Исключение можно допустить только тогда, когда ребенок не выговаривает большое число звуков, и подобрать для него подходящие слова очень трудно. Это правило не относится к произношению предложений.
  • На первых порах, в словах не должно попадаться того звука, НЕ который раньше ребенок заменял поставленный звук (например если звук [р] произносился как [л], нельзя использовать слова, I которых оба эти звука присутствуют одновременно: рулон, коралл и т. п.).
  • В начале работы над каким-либо звуком в словах не должно ветречаться других звуков, относящихся к этой же группе. Например, если вы автоматизируете звук [р], в словах, которые вы используете, не должно быть других сонорных звуков ([л], [и], [р] и [л']). Это же правило относится к свистящим, шипящим и заднеязычным звукам.
  • Слова, которые вы используете, не обязательно должны быть знакомы ребенку, их значение вы можете объяснять ему по ходу занятия.
  • Как только ребенок начинает легко справляться с одним видом упражнений, сразу же переходите к другому — более сложному.
  • Для тренировки произношения полезно бегло вспоминать пройденный материал.
свернуть

Памятка для родителей

В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным и плавным слоговым чтением, пересказом небольших текстов с опорой на картинку или серию картинок. Всю работу с текстом учащиеся выполняют вместе с учителем. Важнейшей  задачей уроков чтения во 2 классе является закрепление навыка правильного, сознательного, выразительного беглого чтения.

развернуть

Упражнения по формированию техники чтения

   В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным и плавным слоговым чтением, пересказом небольших текстов с опорой на картинку или серию картинок. Всю работу с текстом учащиеся выполняют вместе с учителем. Важнейшей  задачей уроков чтения во 2 классе является закрепление навыка правильного, сознательного, выразительного беглого чтения.

  Как показывает практика, наиболее частотными в процессе чтения являются литеральные ошибки. Для учащихся с нарушениями речи в процессе самостоятельного чтения трудным оказывается восприятие и удержание в памяти сигмента строки, включающего отличные друг от друга графемы, в силу чего возникает интерференция, т.е. оптическое влияние букв.

   Исходя из результатов практической деятельности, разработаны виды упражнений по формированию техники чтения.

   Первая серия упражнений направлена на тренировку процессов восприятия, запоминания и воспроизведения оптически сходных рядов букв с опорой на устное проговаривание.

   Упражнение 1. Запомнить и воспроизвести все буквы, находящиеся в ряду (согласные): Л Д М, З В Р, Ш Щ Ц.

   Упражнение 2. Запомнить и воспроизвести все буквы, находящиеся в ряду (гласные):  И Ы О , Э О Ю

   Упражнение 3. Запомнить и воспроизвести ряд букв в предъявленной последовательности: Ж Х К, П Н И , Т Г Б В.

   Упражнение 4. Запомнить и воспроизвести определенные буквы в предъявленном ряду:

   А) первую и последнюю     З В Б Г

   Б) вторую и последнюю     А Л Д М

   В) первую и третью         Г П Н Ц

   Г) вторую и третью         И Ш Щ Ц

   Вторая серия упражнений направлена на тренировку процессов восприятия, запоминания и воспроизведения рядов букв, различных по графическому рисунку с опорой на устное проговаривание.

   Упражнение 1. Запомнить и воспроизвести все буквы, находящиеся в ряду

(согласные): П Ж В, Д О Ц П, Х Р Н С

   Упражнение 2.Запомнить и воспроизвести все буквы, находящиеся в ряду ( гласные): О У Е, И Е А У, Я У Ы Е

   Упражнение 3. Запомнить и воспроизвести определенные буквы в предъявленном ряду:

   А) первую и последнюю  Х В Д П

   Б) вторую и последнюю  Ш Н Р М

   В) первую и третью      Б Ц Л К

   Г) вторую и третью      Н Д Г Ц

     Третья серия упражнений направлена на тренировку процессов восприятия , запоминания и воспроизведения рядов букв, сходных по графическому начертанию, через запись:

   Упражнение 1. Запомнить и записать все буквы, находящиеся в ряду (согласные): К Ж Х, П Н И

   Упражнение 2. Запомнить и записать все буквы, находящиеся в ряду (гласные): И Ы, ЭОЮ

   Упражнение 3.Запомнить и записать ряд букв в предъявленной последовательности: Т Г Е Б, Ш И Щ Ц

   Четвертая серия упражнений направлена на тренировку зрительного узнавания букв на материале слов, словосочетаний и предложений.

  Пятая серия упражнений направлена на тренировку чтения текстов простой и сложной организации.

   

Как делать артикуляционную гимнастику дома

Памятка родителям

Заниматься артикуляционной гимнастикой дома, очень полезно.

Важно, чтобы родители:

Верили в силы ребенка!

Сопереживали, радовались вместе с ним!

Обучали в игре!

Умели выслушать ребенка.

Перед отработкой речевого материала нацеливали ребенка на правильное произношение звуков («Следи за язычком!»).

Чем больше родители уделяют внимание артикуляционным упражнения, тем быстрее ребёнок научится произносить тот или иной звук. Сначала надо научится вместе с ребёнком выполнять отдельные упражнения, прежде всего статические, затем динамические, потом комплекс упражнений на определённую группу звуков. По мере усвоения объединить упражнение в интерактивную артикуляционную гимнастику, позволяющую решать несколько коррекционных задач сразу.

Последовательность и длительность выполнения зависит от компенсаторных возможностей каждого ребёнка.

Чтобы занятие дома проходили непринуждённо и весело, предлагаю вашему вниманию увлекательную презентацию. Презентация содержит картинки к упражнениям в сопровождение весёлых стихов. Благодаря иллюстрациям и стихам дети легко запоминают правильность выполнения упражнений. Желаю успехов!

Памятка для родителей
«Профилактика и коррекция зеркального письма у младших школьников»

Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением или переворачивание букв и цифр.

Причины:

  1. Несформированность зрительно-пространственных представлений;
  2. Нарушение зрения;
  3. Нарушение зрительного восприятия;
  4. Скрытая или явная леворукость.

Последствия:

  • снижение качества чтения;
  • снижение качества письма;
  • затруднение в обучении грамоте.

Упражнения и игры по коррекции зеркального письма

в домашних условиях:

  1. Зачеркнуть неверно написанные буквы в тексте.
  2. Написать буквы, в которых содержится какой-либо одинаковый элемент (например, “О” - этот элемент при письме есть в строчных буквах: О, Ф, Б, Ю, Я).
  3. Найти спрятанное слово (например, РУКМРОВОПШТОРМОЛПСИН - шторм).
  4. Вместо одной буквы поставить точку внизу, вместо другой – наверху (например, вместо буквы И точку сверху, вместо Ш – снизу. Слова: шарик, шишка, мишка, шутки, шпион).
  5. Вставлять вместо гласных или согласных букв черточки в слова.
  6. Каждый день переписывать по 3-5 предложений из любого текста с последующим подсчетом и анализом ошибок.
  7. Читать перевернутые тексты. Текст поворачивается на 90,180, 270 градусов. Ребенок должен, двигая глазами справа налево, прочитать текст.
  8. Прочитать слова с недопечатанной буквой (закрывается нижняя или верхняя часть строчки).
  9. Работа с деформированным текстом (например, папа, домой, работы, пришел, с).
  10. Любые игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук (конструкторы с мелкими деталями, лепка, рисование, лабиринты и т.д.)

Коррекция трудностей – залог успешного обучения детей в школе!

Тренировочные упражнения, способствующие формированию навыков чтения без насилия над ребёнком  

Хороший навык чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Навыки осознанного, выразительного, беглого чтения закладываются в начальных классах. Обычно эту проблему пытаются решить просто: надо больше читать. Сидит ребёнок над книгой, плачет, ненавидя и само чтение, и того кто принуждает к этому. Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Практика логопедической работы с учащимися имеющих трудности в формировании навыка чтения показывает о необходимости внесения качественных изменений в организацию и содержание коррекционной работы. Исследования нейропсихологов свидетельствуют о том, что развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности и это необходимо учитывать логопедам при организации коррекционной работы, включая в нее упражнения по использованию ребенком различных приемов запоминания, внимания и произвольной регуляции действий. Предлагаемая практика позволит более гуманно подойти к решению актуальных проблем в логопедии это:

  • Совершенствование коррекционно-образовательного процесса в овладении техникой чтения с детьми, имеющими проблемы.
  • “Формирование навыка чтения без насилия над ребенком”. 

Чтение является сложным актом, который включает в себя:

технические навыки –  правильное восприятие и озвучивание слов, осуществление связи между их зрительными образами, и акустическими, и речедвигательными.

процесс понимания смысла читаемого –  извлечение смысла, из содержания.

Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений         (Т. Г. Егоров).

Причины, тормозящие скорость чтения:

  • Природный темп деятельности;
  • Регрессии;
  • Отсутствие антиципации;
  • Нарушения артикуляции;
  • Неправильное дыхание;
  • Малое поле зрения;
  • Уровень организации внимания;
  • Уровень развития памяти.

1.Природный темп деятельности.

Обычно родители сами замечают, что ребёнок медлителен, немножко “копуша”, а если темп занятий высок, то не успевает и легко устаёт. Все эти наблюдения говорят о том, что природный темп деятельности ребёнка имеет невысокую скорость. И вины ребёнка в этом нет.

Виды коррекционных упражнений:

Многократное прочтение.

Вы читаете текст вслух. Затем ребенок читает этот же рассказ в течение одной минуты. Закончив чтение, ребенок отмечает место в тексте, до которого он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же текста, и снова по истечении минуты ребенок отмечает количество прочитанных слов. Читать до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

Молния.

Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном режиме осуществляется по команде “Молния”.

Буксир.

Вы читаете текст вслух, Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за вами. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если ваша скорость будет превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту.

2.Регрессии.

Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Этот недостаток самый распространённый. Некоторые читатели незаметно для себя читают дважды любой текст – как лёгкий, так и трудный. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет.

Причины: Сила привычки, кажущиеся трудности текста, отсутствие внимания.

Виды коррекционных упражнений:

“Чтение с окошечком”.

Листок с окошечком накладывается на строку. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, и повторное прочитывание будет исключено.

Методика обучения чтению предусматривает тренировочные упражнения способствующие устранению регрессии и формированию смысловой стороны чтения.

  • Чтение пар слов, отличающихся одной буквой:

козы – косы трава – травы

ветер – вечер взбежал – вбежал

“Найди лишнее слово”

  • Быстрое чтение и запись слов, отличающихся одной буквой.

Шляпа шляпа шляпы шляпа

Стол столб стол стол

    • Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

    • Чтение цепочек родственных слов:

вода – водный – подводный

лес – лесной – лесник - подлесок

  • Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест – есть

галка – галька

  • Чтение по слогам и уточнение значения трудных слов перед чтением всего текста.

Раз – ли – ва – лось разливалось

Пу –те -шест–во–вать путешествовать

  • Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения были напечатаны разным шрифтом:

поСКАкаЛи взлеТЕЛ

БРЫЗгаЛИ ПРОкриЧАли

3.Антиципация

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

  • Чтение с пропущенными окончаниями.

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух.

  • Доскажи строчку.

Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

  • Занимательные модели.

- е- (мел, сел, лес)

е - - (еда, ели, ела)

е - - - (енот, езда, ерши)

  • Слова-невидимки

- Я толстый и большой. С - - -

- Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

(слон, стон,)

  • Поиск смысловых несуразностей.

В тексте, наряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки. Например: “Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом”.

  • Чтение текста через слово.

Читать нужно не как обычно, а перескакивая через слово.

  • Чтение с помощью “Решетки”.

При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста. Обучаемые, должны восстановить смысл. Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут.

4.Артикуляция

Для процесса чтения важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии .

  • Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных.

Эти упражнения развивают подвижность речевого аппарата.

АОУЫИЭ, АЫОУЭИ, ОУАЭИЫ... С-Ж-З-Ш, Б-Д-П-Т, Г-Ж-К-Ш...

Ба - бя бо - бё бу - бю бэ – бе бы - би

  • Чтение чистоговорок.

Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.

Ло - ло - ло — на улице тепло.

  • слоговые таблицы.

4. Дыхание.

Чтобы читать правильно и выразительно, нужно научиться ровно и глубоко дышать.

Виды коррекционных упражнений:

“Задуйте свечу”

Сделайте глубокий вдох и выдох.

Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями.

“Сдерживание дыхания”

Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают воздух, а выдыхать так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.

“Выдох со счетом”

На выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.

“В лифте”

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот.

5.Малое поле зрения.

Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации

  • Упражнения, помогающие расширить поле зрения

Глядя в центр на точку, увидеть два слога одного слова.

ВО * ДА

ОЧ * КИ

  • Чтение первого и последнего слогов на строке.

“Словесная пирамида”

кол
укол
уколол
уколоть
укололся

Чтение “БРОСОК-ЗАСЕЧКА”

Дети кладут руки на колени и по команде “Бросок” начинают читать. Команда “Засечка”, дети отрывают голову от книги, закрывают глаза и несколько секунд отдыхают. По команде “Бросок”, дети должны отыскать глазами то место, где остановились и продолжить чтение вслух.

5.Внимание.

“Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.”       К. Д. Ушинский

Виды коррекционных упражнений:

“Внимание”

По сигналу “Внимание” показать карточку, но не более, чем на 2 сек. Ребёнок должен прочесть предъявляемый материал и записать.

  • Постарайся без ошибок переписать следующие строки:

Аммадама реберге ассамаса

  • Найди среди букв слова и подчеркни их.

Оасолнцетиоьстолпои

6.Память

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово.

Рекомендованы зрительные диктанты, предложенные профессором И.Т. Федоренко.

Предложенные практические задания позволят логопеду работать не просто над следственными проявлениями нарушений (плохо читает - значит, будем учить читать), но в первую очередь над базовыми процессами, в которых скрыта причина. Использование в логопедической работе тренировочных упражнений, улучшает технику чтения. А хорошая техники чтения в свою очередь позитивно влияет на:

    • общее развитие речи;
    • на повышение качества успеваемости.  

Советы логопеда для пап и мам

Проблемы с развитием речевых навыков у ребенка, если они не имеют серьезных причин, могут быть устранены, если обращать больше внимание на его общее развитие, а также использовать несложные рекомендации логопедов.

Нередко нарушения в развитии речи ребенка связаны с недостатками в развитии челюстных мышц, которые непосредственно влияют и на состояние артикуляционного аппарата детей. Для того чтобы укрепить эти мышцы, необходимо почаще заставлять ребенка жевать целые овощи, фрукты, сухари, корочки хлеба и целые кусочки мяса. Необходимо также заниматься с ребенком и развитием мышц щек и языка, для чего заставлять его совершать полоскательные движения, надувать щеки, удерживать воздух во рту, а также перекатывать его с одной половины рта на другую.

На развитие речи, да и на умственное развитие в целом, очень большое влияние оказывает мелкая моторика пальцев рук, развивать которую необходимо начинать с самого раннего возраста. Для того чтобы пальчики малыша были более подвижными и послушными, надо почаще заставлять его самостоятельно застегивать пуговицы на одежде, завязывать шнурки и засучивать рукава. Можно сделать подобные занятия более интересными для малыша, если организовать их проведение на куклах.

Хорошо помогает развитию моторики лепка из пластилина, которая сама по себе может быть очень интересным занятием, а также поможет ребенку в его творческом развитии и формировании правильных речевых навыков.

Родителям следует иметь в виду, что нарушения в развитии разговорной речи у детей значительно легче устранить в более раннем возрасте, пока у детей не сформируется устойчивая привычка говорить неправильно, исправить которую будет уже значительно сложнее. 

Признаки, при которых необходима консультация логопеда:

— маленький словарный запас ребенка;

— недостатки в фонетике, характеризующиеся неправильным произношением отдельных звуков;

— затруднения, связанные с разграничением различных оттенков слова;

— неправильное употребление предлогов, нарушения в управлении и согласовании слов по родам;

— недопонимание значения многих слов и неумение составлять предложения;

Первостепенной задачей родителей, при наличии подобных признаков у детей, является постоянная работа с ребенком, направленная на обогащение его активного словаря, обучение грамматическому строю и правилам построения связной и понятной речи.

Лучше всего начинать формирование словарного запаса ребенка с имен существительных, постепенно добавляя к ним глаголы и прилагательные. После того, как минимальный словарный запас будет сформирован, что достигается только путем постоянного повторения, можно переходить к словам с наиболее часто употребляемыми предлогами, при помощи которых, уже можно начинать овладевать механизмом соединения слов в предложения.

Родителям, проводящим обучающие и развивающие занятия со своими детьми, следует запастись терпением: на каждый из этапов таких занятий может уйти много времени и сил, но их результаты смогут порадовать не только вас, но и вашего ребенка, который обязательно почувствует их на себе — обретя новые возможности голосового общения с окружающим его миром. 

Ребенок идет в школу. Что нужно знать родителям

Поступление ребёнка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен. В свою очередь, готовность ребёнка к обучению во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими.

У определённой части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Всё это снижает возможности полноценного овладения навыками письма и чтения. Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливаются взрослыми. Они возникают на первом году обучения ребёнка в школе, когда усложняют усвоение письма и чтения. Анализ письменных работ неуспевающих учащихся позволил выявить ряд специфических ошибок на письме.

Фонетические ошибки, выражающиеся в заменах и смешениях букв, касающиеся определённых фонетических групп. Наиболее распространённые ошибки касаются свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных звуков. Например: Лалиса идёт на работу – Лариса идёт на работу.

Ошибки, связанные с пропусками, перестановками букв, слогов. Чаще это касается безударного слога или согласных букв при стечении.

Например: крошун – коршун, кошоладка - шоколадка; осипед – велосипед. При разном уровне звукового анализа слов дети могут или совсем не овладевать чтением, или при внешнем неплохом чтении допускать ошибки угадывающего или побуквенного чтения (земля - змея), замены и перестановки букв (марашки - ромашки) и т.д. И в качестве необходимого условия всестороннего развития детей рассматривается формирование и совершенствование речи в различных её формах, а также активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти.  

Нарушения письма и чтения (дисграфия и дислексия)

ДИСГРАФИЯ – нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме.

ДИСЛЕКСИЯ – нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

ДИСГРАФИЯ – связана с недоразвитием грамматического строя речи; может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

АКУСТИЧЕСКАЯ – проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам.

АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕСКАЯ – отражение неправильного восприятия и произношения звуков на письме, опора на неправильное проговаривание.

ОПТИЧЕСКАЯ – недоразвитие зрительного гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. К оптической дисграфии относят: - зеркальное письмо; - вербальную дисграфию, в основе которой изолированные буквы произносятся правильно, а при написании слова имеют место искажения, замены букв оптического характера..

ВИДЫ ДИСЛЕКСИЙ:

АГРАММАТИЧЕСКАЯ – недоразвитие грамматического строя речи.

ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ – связанная с недоразвитием звуко-буквенного анализа.

ОПТИЧЕСКАЯ – проявляется в трудностях усвоения и в смешениях сходных графически букв. К оптической дислексии относят: - зеркальное чтение; - вербальную дислексию, которая проявляется в нарушениях при чтении слов.

МНЕСТИЧЕСКАЯ – проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах. СЕМАНТИЧЕСКАЯ – проявляющаяся в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.  

Часто встречающиеся виды нарушений письма

1. Замены букв, например, СУБА вместо ШУБА, ЛЫБА вместо РЫБА и т.п. В основе таких ошибок чаще всего лежит неразличение ребёнком на слух соответствующих звуков. Могут встречаться такие замены и в устной речи ребёнка. Дети, у которых нарушена дифференциация звонких и глухих согласных (П-Б, Т-Д, К-Г, В-Ф) будут постоянно ошибаться в правописании согласных в середине и в конце слова, так как слова типа “дубы” и “дупы” слышат абсолютно одинаково. То есть применить правило на практике такому ребёнку не удаётся, отсюда постоянные ошибки. Исправить положение можно только путём воспитания у ребёнка устойчивой дифференциации звонких и глухих согласных, другого пути нет.

2. Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами в предложении. Дети могут разрывать слово – К НИГА, или писать слитно предлоги – НАСТУЛЕ, добавлять или пропускать буквы в слове, или переставлять слоги – МОТОЛОК вместо МОЛОТОК. Основная причина таких ошибок в том, что у ребёнка не развит навык анализа звукобуквенного состава слов, то есть ребёнок не может определить количество звуков в слове, их порядок следования друг за другом.

3. Аграмматизмы в письме. Это ошибки типа ПЯТЬ ДЕРЕВОВ, ШЕСТЬ ОКНОВ, ЗЕЛЁНАЯ ЯБЛОКО и т.п. Такие ошибки встречаются у детей с отставанием в речевом развитии. Таким детям трудно подбирать проверочные слова, отсюда затруднены усвоения правил на правописание безударных гласных.

4. Замены букв по принципу оптического сходства. Дети путают буквы: вместо Ш могут написать буквы Ц, Щ или И. Вместо Д – Б (ДЕЛКА вместо БЕЛКА, ЦУБА вместо ШУБА), вместо М – Л (ЛУКА вместо МУКА) и т.п. Причина таких замен – у ребёнка нет отчётливого представления зрительного образа буквы. При отсутствии логопедической помощи трудности могут сохраниться на всю жизнь, И, конечно, очевидно, что многие встречающиеся ошибки у детей можно было бы избежать при своевременной профилактической работе, проводимой ещё в дошкольном возрасте.

 

Школьные трудности леворуких 
(трудности при овладении навыком письма и чтения)

Наибольшие трудности при овладении программой по русскому языку испытывают леворукие дети.

Русское письмо основано на звукобуквенном анализе, и комплекс трудностей, связанный со звукобуквенным анализом, очень характерен для леворуких детей. Леворукие дети - не однородная группа, а значит, у разных левшей могут быть разными и проявления трудностей, и те меры коррекции, которые им необходимы. 

1. Прежде всего, нужно учесть, что и правонаклонное, и левонаклонное письмо практически невозможно для леворукого ребенка, так как при письме он будет рабочей рукой загораживать себе линию письма. Более целесообразно, если при правостороннем наклоне тетради леворукий ребенок будет писать прямо, не загораживая себе линию строки и соблюдая правильную посадку при письме. Посадка при письме леворукого ребенка стандартная, но немного вперед выдвинуто не правое, а левое плечо. 

2. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма! (Безотрывное письмо нецелесообразно и для праворуких детей.) Нужно с самого начала создать условия, чтобы ребенок не чувствовал неловкости, неуверенности, выбрал для себя тот вариант письма, связанного или несвязанного, который в большей мере соответствует его способностям и возможностям.

3. Неправильный способ держания ручки часто создает много дополнительных трудностей при обучении письму. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в так называемом инвертированном положении и согнута в виде

1. Копирование различных фигур и их сочетаний.
2. Воспроизведение их по памяти, различение фигур среди других.
3. Сравни фигуры с моделью; зачеркни фломастерами разного цвета указанные стороны фигур.
4. Нарисуй квадрат.
-поставь точку посередине сверху над квадратом;
-поставь точку посередине снизу под квадратом;
-поставь точку справа посередине;
-поставь точку слева посередине.
- соедини точки над квадратом и под квадратом прямой линией;
- соедини точки справа и слева прямой линией.
- сколько всего треугольников получилось? (можно закрасить их разным цветом, можно обозначить цифрами); 
- сколько получилось квадратов?

Для начала можно взять лист бумаги в клетку, а потом использовать нелинованную бумагу. 

Вот еще аналогичное задание:

Нарисуй прямоугольник и поставь точки: 
- в правом верхнем углу,
- в левом верхнем углу,
- в середине верхней стороны,
- в середине нижней стороны, 
- соедини эти точки прямыми линиями.

Посчитай, сколько получилось треугольников, прямоугольников; заштрихуй их разным цветом.

- обозначь крестиком нижний правый угол и нижний левый угол;

- соедини крестики с точкой на середине верхней стороны прямоугольника.

Посчитай, сколько теперь прямоугольников и треугольников. Заштрихуй их разным цветом.

 

 Дисграфические ошибки на письме леворуких детей:

 - выраженные нарушения почерка, тремор,

- неправильное начертание букв (оптические ошибки: п-т, л-м, н-к, х-ж и др.), искажение их конфигурации,

- искажение соотношения частей, зеркальное письмо.

У леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, отмечается весь комплекс трудностей. Леворуких детей отличает более медленный темп письма. Вообще, обучение письму - процесс не только длительный (навык письма формируется лишь к 9-10 годам), но и чрезвычайно многокомпонентный.

Леворукий ребенок с трудом и только после многих попыток понимает, что он должен написать и как он должен это сделать, он, словно не видит строк, уводя букву за верхнюю и нижнюю строку. Он может путать не только правую и левую стороны буквы, но даже верх и низ. Особенно трудно детям выделить точку начала движения и выбрать правильную траекторию. Для того чтобы снять эти трудности, необходима специальная тренировка пространственно-зрительного восприятия, зрительной памяти. Для этого можно использовать упражнения, которые помогут устранить трудности в изучении букв:

Выполняя эти задания, Вы решаете сразу нескольких коррекционных задач:

а) ребенок учится целенаправленно работать,

б) тренирует зрительное восприятие,

в) тренирует руку (штриховка),

г) считает,

д) вспоминает геометрические фигуры,

е) закрепляет понятия "верх", "низ", "справа", "слева и т. д.

Для того чтобы такое объяснение было эффективным, следует вести его, повторяя несколько раз с одновременным показом или выполнением действия самим учеником. Это позволит избежать ошибок в выполнении движений, которые легко закрепляются в процессе формирования навыка, но практически не поддаются переучиванию.

Нужно обратить внимание на последовательность обучения.

Сначала Вы объясняете, как выполняются действия (написание буквы), из каких элементов буква складывается, как элементы связаны между собой, где начинается движение, где заканчивается, какова его траектория. Объяснение должно подкрепляться показом картинок, карточек, выполнением элементов на бумаге.

Самостоятельное выполнение действия должно идти под Вашим контролем и при подсказке, но эта подсказка должна бить минимальной, лучше, если ребенок будет руководить своими действиями так, как он руководил чужими. Сначала он будет делать это вслух, но по мере формирования навыка это словесное руководство будет выполняться мысленно.

На выполнении действия не заканчиваются этапы обучения. Еще один важный элемент - анализ. Если ребенок может объективно оценить, что и где не так, значит, предыдущие этапы проведены правильно, если нет, все следует начать сначала.

Важным элементом анализа буквы должно быть определение траектории движения, точки начала движения. При изучении каждого элемента, каждой буквы нельзя заставлять ребенка искать траекторию движения, нельзя действовать по инструкции "делай, как я", по принципу механического копирования. Следует не только объяснить, "где начинать, куда вести, где закончить", но и повторить эту инструкцию (возможно, и не раз) так, чтобы ребенок смог сам себе продиктовать, что делать: обозначить точки начала движения (опорные точки), разобрать, из каких частей (элементов) состоит буква, выделить каждый элемент, определить точку начала движения и траекторию движения.

По мере изучения букв можно сделать карточки для каждой буквы, заглавной и строчной, и положить их под стекло на письменном столе либо наклеить на лист ватмана и сделать своего рода таблицу "Как писать буквы". Во всяком случае, такая таблица должна быть все время перед глазами.

  Родители, обратите особое внимание!

  • Если ваш леворукий ребенок поздно начал говорить,
  • если плохо произносил или дифференцировал звуки,
  • если его речь бедна и невыразительна

- все это факторы риска, а значит, с первых дней обучения нужно начать целенаправленную и систематическую работу по звукобуквенному анализу.

Разумеется, у леворукого ребенка (как и любого праворукого) могут быть свои, сугубо индивидуальные трудности, свои осложнения в процессе учебы. Не всегда он сможет справиться с ними сам, чаще всего ему нужны будут ваша поддержка и помощь.

О зеркальном письме

Нередко зеркальное письмо считается индикатором леворукости, по-видимому, потому, что у леворуких оно действительно часто встречается. Однако не всегда зеркальное письмо - признак леворукости. Некоторые исследователи даже считают, что в возрасте 3-7 лет зеркальное письмо у детей со слабостью зрительно-пространственной ориентации является закономерным этапом овладения навыком.

Что же такое зеркальное письмо? Фактически это зеркальное отражение движений правой руки. При этом зеркальность не только не осознается в ходе движения, но зеркально написанный текст читается без особого труда, словно он написан правильно. Иногда зеркально пишутся только некоторые буквы, иногда слова и фразы.

У леворуких детей отмечается и зеркальное рисование. Особенно четко это проявляется при копировании одной или нескольких фигур. Части фигуры или сами фигуры меняются местами: правые - налево, левые - направо. А ребенок при этом может не осознавать, что он неправильно рисует. 

Важно постоянно помнить о том, что письмо, почерк являются своеобразным индикатором состояния нервной системы ребенка. Интересно, что при ухудшении функционального состояния, при утомлении у неустойчивых правшей, как и у леворуких, "вдруг" может вновь появиться зеркальное письмо. Зеркальное письмо наиболее часто появляется у переученных левшей, причем способность писать зеркально может сохраняться на всю жизнь.

 

 

свернуть